Задать репетитору по математике вопрос о методиках преподавания

Вопрос репетитору от Вероники

Здравствуйте, хотела бы спросить у вас совета. Занимаюсь репетиторской деятельностью по математике уже 5 лет (с первого курса), но никогда еще не было ученика, как сейчас. У меня ученица 6 — го класса. На все мои попытки указать ей на ошибки и заставить хоть как-то рассуждать она отвечает одно и то же: «Мне мама объяснила. Я поняла.» Но объяснить, что именно поняла, она не в состоянии. Если возникает ошибка и я прошу ее найти, она отвечает тоже одинаково: «Я сделала правильно. У меня нет ошибок.» И все мои слова воспринимаются в штыки. Она постоянно спорит и «подставляет» маму. Говорит, что в школе они решают иначе, но я сама училась у тех же преподавателей математики в той же школе и помню их требования. На занятиях постоянная борьба с ее упрямством. Подскажите, как построить урок, что бы он не превращался в постоянные споры.

Репетитор по математике об упрямой ученице

Да, случай редкий! К сожалению, есть уникальные ученики, с которыми ни один репетитор по математике не в состоянии справиться. Возможно, что у Вас именно такой случай. Ее самоуверенность, скорее всего, продиктована тем, что она не хочет ни в чем разбираться и лишний раз напрягать мозги. Патовая ситуация, которую без изменения «мотивационного климата», скорее всего, не выправить. Ей проще занять позицию уверенности в своей правоте и забыть о репетиторе по математике и его объяснениях. Если же она «упрямится» из-за непонимания, репетитору нужно подловить ее на ошибке. Например, при получении неверного корня уравнения — подставить и проверить его. Мне надо знать, в каких ситуациях она упрямится и какие промахи допускает. Попробуйте подобрать ей специальные упражнения на поиск ошибок. Можно войдите в ее образ: начать ошибаться в элементарном и защищаться ее же методами. Возможно она увидит в Вас себя и ей станет стыдно. Но это уже будет не урок математики с репетитором, а психологическая битва :). В любом случае надо строить урок на поиске допущенных ошибок, а не только на одном провозглашении правил решения задач. Если совсем прекратить с ней спорить, убеждая в истине, она еще больше выключится из процесса.

Вопрос репетитору по математике о переписке

Уважаемый Александр Николаевич, меня зовут Куборева Софья, я тоже репетитор по математике. Закончила МИСиС по специальности инженер по электроприводу и, чуть больше пяти лет, занимаюсь частными уроками. Буду очень рада, если Вы сможете поделиться своим обширным педагогическим опытом как в сфере подготовки к ЕГЭ, так и в преподавании в целом. Если это для Вас не обременительно, то мне бы хотелось просто поддерживать переписку, советоваться по каким-либо вопросам и методикам. Это возможно?

Колпаков А.Н. Лучше всего поддерживать связь через сайт. Для этого активнее используйте страницы с вопросами и ответами. Вы также можете войти в мою группу Интер — Активный репетитор по математике в сети «вконтакте». Для этого на каждой странице предусмотрена соответствующая сквозная кнопка. Если у Вас уже есть аккаунт во «вконтакте», то достаточно ее просто нажать. Вести долгую переписку у меня, к сожалению, нет времени. С сайтом же работать приходится по долгу службы. Так что лучше задавайте соответствующие вопросы по его материалам, а также поднимайте любые учебные темы, интересующие лично Вас. Для этого можно оставлять комментарии на тематических страницах. Я постараюсь на них оперативно отвечать. Напишите какую-нибудь статейку о Вашем опыте работы репетитором, пусть даже о небольшом. Также могу вас бесплатно зарегистрировать у меня на сайте в качестве репетитора по математике. Для этого пришлите парочку свежих фотографий и 2 текста для своих анкет (короткий на 1 абзац для рекламной части и расширенный на 4 — 5 абзацев для подробной страницы).

Задавайте любые вопросы касающиеся методик преподавания. Комментируйте страницы, высказывайте мнения относительно предложенных путей решения проблем. Описывайте сложные случаи из практики. Будем обсуждать!

Вопрос от Марии.
Я тоже репетитор по математике, работаю с детьми с 5 по 11 классы, готовлю к экзаменам. Очень нравится Ваш сайт, Вы действительно тот человек, тот преподаватель, у которого хочется учиться, перенимать опыт. И сейчас очень хочется Вашего профессионального совета.
В августе я начала заниматься с девочкой из 6 класса, раньше она еле училась на «тройки», плохо «тянула» математику. Мы с ней вместе за эти два с половиной месяца смогли не только добиться больших успехов — теперь она понимает, решает многие задания, за которые раньше даже не бралась, выполняет классные и домашние задания на 4 и 5, но и полюбила математику — всегда с радостью приходит на занятия и с интересом учится. Но у нас очень большая проблема — все контрольные работы у нее на 2/3. Причина в волнении — очень переживает моя ученица и оттого такой результат. И за четверть у нас в этот раз вышла «тройка», ведь смотрят на контрольные прежде всего. У учитель ее школьный заметил, как хорошо она стала заниматься, и я вижу результат своих трудов, и меня это очень радует, но как только контрольная — у нас двойки из-за этого волнения, и что делать тут не знаю. Посоветуйте, пожалуйста.

Репетитор по математике о проблемах с контрольными

Здесь похоже психологическая проблема, а не учебная. Я по долгу службы и образованию преподаватель, а не психолог, поэтому трудно дать исчерпывающий совет (тем более на расстоянии). Могу только описать план, по которому лично я начал бы разбираться в этой ситуации. Прежде всего узнал у самой ученице, что именно ей мешает писать контрольные на хорошие оценки. Затем изучил содержание контрольных и характер допущенных ошибок (Вы их видели?). Если предлагаются задачи более сложные рассмотренных в классе и с репетитором по математике – это отдельное направление для работы. Если ошибки в аналогичных задачах – скорее всего давит психология, либо ей кто-то (что-то) мешает (обстановка, сосед по парте, время написания контрольной…). Возможна еще одна причина: девочка привыкла к страховке репетитора, который в случае чего подскажет и можно не бояться ошибиться. А в классе такой страховки нет. Попробуйте сами периодически проводить мини контрольные (в Вашем присутствии) и обязательно выставляйте оценки. Возможно сформируется навык самоконтроля. Приносите готовые решения задач по математике с наличием ошибки. Пусть ищет. Проблема многих слабых детей в неумении искать их у себя.

Вопрос от Марии Лянге. Добрый день, я начинающий репетитор по математике и физике, окончила НИТУ МИСиС. На данный момент веду занятия у учеников разного уровня, но интерес представляют ученики физ-мат классов. Отсюда к вам вопрос, можете ли вы дать рекомендации по учебной литературе и задачникам, для 7-9 классов, геометрия и алгебра? Например, сама я училась по учебнику Шарыгина, и он мне очень нравится своими нестандартными задачами.

Колпаков А.Н. Сегодня расплодилось огромное множество самой разной учебной литературы, уследить за которой чрезвычайно сложно. Не существует универсальных задачников даже для физ-мат учащихся. Всегда приходится балансировать между разными книжками и сборниками, рассматривая каждую раздел и задачу в отдельности. Классическим вариантом по алгебре для способных к математике учеников является задачник Галицкого 8 — 9 класс. Но с ним, как и с любым источником, надо действовать осторожно, подбирая материал под конкретный случай. В принципе база стандартного учебника Мордковича (по алгебре) достаточно не плохая. Еще важно учитывать период изучения предмета. Близкие по условию задачи (особенно по геометрии) могу существенно отличаться механизмами решений. Есть сборники для окончательной фазы изучения планиметрии, то есть на все темы сразу (здесь можно взять любой классический задачник для поступающих в ВУЗы: Шарыгина, Сканави, Говорова, Шабунина, 3000 задач по математике), а есть материалы распланированные под конкретную программу (например дидактические материалы Ершовой и Голобородько). Вам же именно второй вариант нужен? Проблема начинающего репетитора по математике всегда состоит в практически нулевой багаже собственноручно отобранных упражнений. занимайтесь этим. Я уже давно предлагаю свою базу и не смотрю в сторону типографских изысканий, особенно новоделов. Многие задачи живут по долгу в голове и в любой момент могу их вспомнить. Советую завести отдельные папки, в которые по мере общения с разными книжками и учениками будут заносится тематические задачи. С какого то момента Вам тоже будут не нужны чужие книжки.

С уважением, Александр Николаевич, репетитор по математике — методический консультант. Москва. Строгино

Страницы: Назад 1 2 3 4

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Татьяна Васильевна 16 сентября, 2021 в 0:30

Здравствуйте, Александр Николаевич. Я репетитор по математике с 30-летним стажем. Хотела бы узнать ваше мнение по конкретной ситуации. Занимаюсь с учеником 1,5 месяца. 7 класс, оценка 3-4. Повторяла весь 6-й класс. Входную контрольную в школе написал на 2. Трудно мне заподозрить себя в том, что я не знаю как преподавать математику в 6 классе. Мне стоит отказаться от этого ученика так как уроки оказались неэффективны?

Колпаков А.Н. 16 сентября, 2021 в 0:59

Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Ну и вопросик. Откуда мне знать насколько интересно Вам заниматься с этим учеником. Если у Вас 30 летний опыт работы репетитором по математике, то наверняка этот случай в практике не единственный. К сожалению не любого ученика репетитор может вытянуть и тут не стоит посыпать голову пеплом и уходить из профессии. Да и многое время решает. У меня, например, практически любой ученик показывает прогресс. Только его величина не у всех одинакова и через разное время проявляется. Полтора месяца для существенного роста крайне малый промежуток. Да и что такое » входная контрольная»? Если бы Вы мне показали список тем, которые повторяли и содержание контрольной, то еще какие-то выводы можно было бы сделать. А так… не знаю. Одна контрольная не показатель результатов работы репетитора Ученику достаточно просто не выспаться или на что то отвлечься, а еще можно специально завалить контрольную дабы родители уволили репетитора.

Оставьте комментарий