О выборе стратегии занятий репетитором по математике

by Колпаков А.Н. on 28 сентября 2010

Как правило, каждый репетитор по математике, ответственно относящийся к своим обязанностям начинает работу с новым учеником с построения учебного плана и выбора стратегии. Всегда есть какие-то основные направления в методиках, правила и приемы, которым следует именно этот репетитор, От того, насколько точно для каждого конкретного случая он подберет последовательность изучения материала, состав тем, задач, объяснений, зависит конечный результат. Однако, не всегда удается реализовать то, что задумано.

Для воплощения правильной стратегии развития ученика репетитор по математике сталкивается с порой непреодолимыми препятствиями как методического и организационного, так и личностного плана. Если бы он был полными хозяином положения и мог выбирать условия для реализации наилучших стратегий, — ушла бы целая гора проблем. В практической работе, к сожалению, в учебный процесс вмешивается множество факторов от репетитора не зависящих: финансовые возможности родителей, мотивация и занятость ребенка, его работоспособность, возраст, способности к обработке и запоминанию информации, время обращения к репетитору.

Можно сказать, что одним из показателей опыта и уровня профессионального мастерства репетитора по математике является способность точно взвесить все «за и против» той или иной стратегии и методично следовать выбранному плану до последнего занятия. Умение находить решения в сложных сочетаниях влияющих факторов — искусство, которым обладают единицы.

Как может быть организовано обучения у репетитора по математике? Существует несколько типов популярных направлений. Что можно предложить среднестатистическому ученику, со средним или низким уровнем знаний? Предположим, что целю занятий, является сдача экзамена по математике (сегодня это или ЕГЭ или ГИА)

1) Прагматический подход.

С первых же уроков ориентироваться на задания «стилистики ЕГЭ» и решать с учеником только то, что предоставляют, в частности, многочисленные тоненькие брошюрки от ФИПИ и МИОО. Я их называю «книжки — полотенце». Данная стратегия несет в себе один плюс и очень много минусов. К плюсам я бы отнес только высокую концентрацию внимания к отдельным алгоритмам решения типовых задач. Все остальные аргументы исключительно против. Почему?
Некоторые ученики и репетиторы по математике хватаются за эти брошюрки в самом начале подготовки к ЕГЭ как за спасательный круг, не понимая при этом, что задачи, которые там предложены, достаточно не разнообразны и не предназначены для обучения и развития. Это задания для контроля. Причем весьма узконаправленного. На них невозможно ни приобретение полноценной базы знаний и навыков ни изучение отдельных тем, ни тренировка мышления. Часть «B» не отражают и 20% содержания предмета. С их помощью можно только что-то заучить. При этом любая замена «стандарта ЕГЭ» или даже небольшие изменения содержании условий задач могут и стать препятствием для неподготовленного абитуриента. После последнего ЕГЭ по математике в 2010 году из сильных математических ВУЗов было отчислено рекордное за последнее время количество абитуриентов. Почему? Потому, что они не получили полноценное математическое развитие, а просто заучили некий набор типовых задач ЕГЭ.

Глубокое погружение в предмет.

Тоже опасный вид стратегии. Особенно без достаточных для этого способностей ученика. На некоторых личных сайтах репетиторов по математике я читал примерно следующее: «Я репетитор по математике. Мои методы основаны на передаче ученику полного понимания предмета». Сразу хочется задать вопрос: «насколько оно может быть полным, реально ли это добиться для сидящего рядом со мной ученика и глубоко ли сам репетитор знает и понимает предмет?» Часто после обсуждения с ним каких-нибудь математических вопросов убеждаешься в том, что все понимание держится на заучивании большого количества основных понятий и теорем. Их простые взаимосвязи, лежащие на поверхности создает некое «понятное облако», которое сформировать в сознании ученика на одном понимании не получится. Спросите сами у себя о том, чтобы было в начале в годы вашей учебы в 5-8 классе, понимание, а потом заучивание или сначала заучивание, а потом понимание.
Репетитору по математике может быть понятно содержание заученного, а ученику нет. Методика школы не отталкивается от полного и абсолютного понимания предмета. Оно приходит в результате запоминания. Вряд ли можно ввести в школьный учебник точное понятие степени с иррациональным показателем и донести до сознания, что такое «два в степени корень из трех». Важнее научить работать с этим объектом, «привязывая» его визуальный образ к ранее изученным и устойчивым. Это возможно через определенные ассоциации и аналогии. И только для того, чтобы можно было решать с новым объектом задачи.
Репетитор, который слишком много и подробно объясняет, часто уходит к каким-то сложным вопросам основания математики сильно рискует запутать ученика или столкнуться с его полным непониманием происходящего .

Комбинированная стратегия.

Для нее характерно быстрое объяснение нового материала и его дозакрепление на большом количестве разнообразных и средних по уровню упражнений.

Продлжение читайте на следующей странице
Колпаков А.Н. Репетитор по математике.

Страницы: 1 2 3 Далее

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий