Иррациональные уравнения — уровень А

Публикую свой комплект заданий на иррациональные уравнения, с которым часто работаю. Список не простой, уравнения специально подобраны блоками по нарастанию сложности, а не произвольно накиданы, как это часто бывает в задачниках. С этим готовым списком репетитор по математике запросто может придти на урок (90 минут) и не бояться, что ему не хватит материала. Если мы занимаемся у меня в Строгино — всегда под рукой разминочно — подготовительные задания, а также гибридные иррациональные уравнения с замесом разных элементарных функций: от логарифма c модулем до тригонометрии.

Номера адаптированы для учеников начального уровня. Четные номера предназначены для домашней работы.

Решить уравнение:

Повторяем 8 класс:
1) \sqrt{x-7}=1

2) 2\sqrt{2x-5}=3

3) 2-\sqrt{x^2-3x}=0

4) \sqrt{x^2+2x-2}-1=0

Уравнения с целочисленными корнями

5) \sqrt{x+3}=3-x

6) \sqrt{x-1} =7-x

На иррациональные корни:

7) \sqrt{x+5} =x-1

8) \sqrt{x+2} =1-x

9) 2\sqrt{x+1} = 3-x

10) 3\sqrt{x+4}=5-x

С простейшим уединением корня:

11) \sqrt{x-1}-2x+8=0

12) \sqrt{2x^2+9x-10} -x-2=0

На исследование области значений левой и правой части

13) \sqrt{x^2+2x+3}+x^2-2x+2=0

14) -\sqrt{x^2+x-6}-x^2+x-5=0

На пару легких корней:

15) \sqrt{x-2}=\sqrt{4x-5}

16) \sqrt{x-1}=\sqrt{5-x}

С разложением на множители:

17) (x^2-4)\sqrt{x+1}=0

18) (x^3-5x^2+6x)\sqrt{1-x}=0

На сокращение радикала:

19) \left ( \sqrt{x-4} \right )^2=2x-7

20) \left ( \sqrt{6-x} \right )^2=x-8

21) \sqrt{(x+3)^2}=1-x

22) \sqrt{(2x+1)^2}=5-x

На область определения левой части:

23) \sqrt{-x^2+4x-4}=3x^2-1

24) \sqrt{-x^2-6x-9}=x^2-x-1

Обычно заданиями типа 25 — 32 репетитор по математике нагоняет смертельного страху на любого слабого ученика:

25) \sqrt{\sqrt{x-7}}=2

26) \sqrt{\sqrt{2-3x}}-3=0

27) \sqrt{11-\sqrt{7-5x}}=3

28) \sqrt{\sqrt{1-2x}+5}=4

29) \dfrac{x-3}{2\sqrt{x+2}} =1

30) \dfrac{\sqrt{1-x^2}+2}{3-x}=2

31) \sqrt{\sqrt{x+5}-2}=\sqrt{6-\sqrt{x+5}}

32) \sqrt{7-\sqrt{x+4}}-\sqrt{\sqrt{x+4}-1}=0

Однако все упирается в качество объяснений. Лично я за последние 10-15 лет не припомню случая тупиковых ситуаций, когда до 24-го номера школьнику удавалось справляться с предложенными радикалами, а дальше — полный штопор. Не без мук, конечно, но при полном контроле со стороны репетитора и объяснениях определенного характера задания становятся посильными. Важно научить старшеклассника отслеживать порядки арифметических действий и распознавать типовые конструкции с радикалами. Учите своих подопечных мыслить схематично.

Я постарался охватить все возможные простые сочетания радикалов, дабы репетитору по математике не тратить время на составление или поиск аналогичных заданий в иных источниках. Пользуйтесь сайтом. Задавайте через сайт и даже проверяйте через сайт. Очень вероятно, что скоро заработает кнопка проверки «отправить результаты репетитору» из разделов с тестами.

С глубоким уважением и пожеланиями успешной учебы, Колпаков А.Н. Помощь ученикам в Строгино, Москва.