Репетитор о проблемах изучения математики
Какие основные проблемы преподавания математики существуют? Безусловно, что наука является основой из всех фундаментальных. Это прекрасная «гимнастика ума», причем не нужно бояться сложных областей: точно знаю, что заинтересованные школьники могут воспринимать с помощью репетитора по математике и теорию множеств, и производные, и много что еще.
Но нельзя перебарщивать: перенос университетских программ в школу часто приводит к бессмысленной каше в голове, за которой теряются базовые понятия (кроме математики это очень плохо влияет на преподавание физики). Класс разбивается на группы «корифеев» и детей, которые просто не успевают. Здесь важно соблюдать баланс, и это зависит в первую очередь от учителя.
Хороший школьный преподаватель, как и отменный репетитор по математике — особое искусство, которому сложно научить. Прекрасные университетские преподаватели часто теряются в школе и просто не могут контролировать класс.
Олимпиады хороши до тех пор, пока они не превращаются в «спорт высоких достижений», который не имеет никакого отношения к реальной науке.
Хочется отметить, что связь между школой, университетами и исследовательскими институтами слаба как никогда: если в США и Европе постоянно организуются различные фестивали, выставки для школьников, то в России такие мероприятия только начинают набирать оборот.
Вот некоторые возможные рекомендации:
- минимизировать вмешательство «органов управления образованием» в преподавание математики, требования отчетности и так далее;
- не искать чудодейственных средств, не делать резких движений и не ждать даже с репетитором скорых результатов;
- не торопить учителей и авторов учебников, не привязывать их к программе;
- полностью разделить отбор в вузы, оценку работы школ и оценку работы школьников, сделать выпускной и переводные экзамены в школах более разнообразными и не фиксировать типы задач.
Дело в том, что математика — наука не о числах и формулах, не о преобразовании выражений. Она о понимании, о возможности отличить верное рассуждение от неверного, о возможности найти у себя ошибку и придумать, как ее исправить, что подразумевает наличие творчества.
Мне очевидно, что к «оформлению» решения может быть только одно требование: из решения должно быть понятно, каким образом был получен ответ, почему он такой, а не другой. В школе совсем не учат свободному письменному выражению своих мыслей, а это именно то, для чего нужна математика: осваивать и преподавать алгоритмы проще, чем учиться и учить мышлению.
Чтобы выйти из этого тупика, нужно принципиально изменить мотивацию. Соответствующая квалификация и настрой репетитора по математике поможет исправить недостатки системы обучения в школах, экзаменов ЕГЭ и ГИА .
Сергей Ракитин, преподаватель математики, Москва.
{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }