Репетитор по математике для любознаек. Сто вопросов «почему»

Индивидуальные занятия с репетитором могут проводиться по совершенно разным сценариям и не всегда их содержание ориентировано на переводные или вступительные экзамены в сильные школы, на на подготовку к ЕГЭ по математике. Дети (особенно если это 5 — 6 класс) проявляют повышенную любознательность в широкой палитре вопросов, смежных к тематике урока. Прежде всего исторических. Большинство из них связано с основанием предмета, в котором не каждый репетитор по математике вообще разбирается. Простые понятия настолько прочно затревает в сознании опытного математика, что не требуют в его сознании никакого объяснения вообще. Тоже само касается особенностей записей и принципов оформлений.

Репетитора часто спрашивают: «Почему в математике пишут так,а не иначе», «Кто придумал такой-то знак?» Приходится тратить на “любознаек” драгоценное время урока. Было решено сделать для этого отдельную страничку, куда перенести наиболее популярные и красивые наблюдения. На ней не публикуются решения задач, а только описания общих правил. Здесь репетитор по математике отвечает на вопросы о различных стандартах оформлений, обозначений, культуре записей и использования терминов. Традиции и каноны математики.

Вопрос по теме «числовые промежутки»
Почему для записи бесконечного конца промежутка используют именно круглую скобку, а не квадратную?

Репетитор по математике о бесконечной границе промежутка
Бесконечность — это не число, которое можно куда-либо включать, а условный знак того, что промежуток не имеет конца или начала. Квадратная скобка играет роль «включателя» границы в ответ. Знак бесконечности не может служить решением какого-либо неравенства. Поэтому его и не включают в ответ.

Вопрос от ученика 5 класса: "Почему математики решили использовать знак черты вместо обычного знака деления «:» ?

Репетитор по математике об удобстве знака дроби: Дело в том, что обыкновенные дроби являются самым удобным средством для визуального представления о характере действий в числовой выражении. С помощью дробей легче сортировать делимые и делители, а также производить операции по сокращению. Если бы числовое выражение, составленное из нескольких делений и умножений, записывали в строчку, то

  • запись была бы длиннее и имела бы больше переносов со строки на строку
  • неудобно было бы искать и выделять сокращаемые множителей. При записи однострочной форме они могут стоять достаточно далеко друг от друга. Это неудобно.

В работе с обыкновенной дробью удается вести запись без лишних точек и двоеточий. Известно, что от перемены мест сомножителей произведение не меняется. Поэтому в знаменателе всегда можно эти множители переставить. Создастся удобную комбинация знаков для прочтения примера (или буквенного выражения) и дальнейших преобразований. Проделать аналогичную процедуру при строчечной форме окажется несколько сложнее. При перестановке легко пропустить какое-нибудь число или перепутать действие.

Вопрос о пропуске знака умножения: Почему знак умножения в произведении двух множителей, например 2 \cdot x , не пишется?

Репетитор по математике о пропуске знака умножения: Я думаю это традиция стала естественной реакцией сообщества математиков на неряшливые записи учеников и своих же коллег. В решении задач с большими алгебраическими выкладками на аккуратную запись знаков умножения и вычитания обычно не хватает выдержки. При многократном переписывании неизменяемые части выражения стараются быстро переписать. От этого минусы превращаются в точки и порождают тем самым огромное количество обидных ошибок.

Вопрос по теме «одночлены»: Почему числовой множитель (коэффициент) в буквенном выражении пишется на первом месте перед буквенной частью?

Репетитор по математике о числовом коэффициенте: Математики всегда вычисляют коэффициент буквенного выражения и ставят впереди буквенной записи. Почему? При составлении разности выражений, имеющих в числовой множитель, знак «минус» можно соединить с коэффициентом вычитаемого, образовав таким образом новый коэффициент, удобный для раскрытия скобок. Как репетитор по математике объясняет правило коэффициентаВ некоторых выражениях постановка коэффициента может помешать распознанию порядка действий. Например, если мы запишем CosX \cdot 2 , то возникнет связка X \cdot 2 . Будет не совсем ясно: то ли первым действием икс умножается на два, то ли сначала у икса ищется косинус. Если двойку поставить впереди тригонометрической функции, то такой путаницы не возникнет.

Вопрос по теме «одночлены»: Почему знак квадрата выражении Sin^2x пишут сразу после знака синус, а не в самом конце после икса?

Ответ содержится в самом вопросе. Если написать квадрат после икса, то может показаться, что именно он возводится в квадрат. Действительно, по всем канонам и правилам в степень следует возводить ближайшее к ее показателю число (или букву) слева. Знак синуса — это является числом, чтобы его считать основанием степени. Тогда становится понятно, что возводится синус.

Почему в математике для обозначения бесконечности используется восьмерка?

Репетитор о знаке бесконечности: Рисунок «восьмерки» передает главное главное свойство понятия «бесконечность»: движение без конца. По линиям числа 8 можно совершать, как по велотреку, бесконечное движение. Для того, чтобы не путать введенный знак с числом 8, математики решили располагать его горизонтально. Получилось \infty. Такое обозначение cтало стандартным для всей математики, не только алгебры. Почему бесконечность не обозначают нулем? Ответ очевиден: цифру 0 как не поворачивай — она не изменится. Поэтому выбор и пал именно на 8.

Рубрика «репетитор по математике для любознаек» теперь представлена в он-лайн режиме. Я рассчитываю на учеников, проявляющий подлинный интерес не только базовой программе, но и к расширенной. Если Вам интересно, почему в математике принят то или иной стандарт, — спрашивайте у репетитора! Он-лайн репетитор по математике поможет узнать то, что Вы стесняетесь спросить у школьного преподавателя. Задавать любые вопросы в неограниченном количестве. Лимит в 2 вопроса на душу населения, как в других рубриках, здесь снят. Не стесняйтесь присылать много вопросов, даже если Вам кажется, что они глупые и не поддаются никакой логике. Я постараюсь найти им обоснование.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике. Москва

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий