Учебники, которые я часто использую

by Колпаков А.Н. on 16 сентября 2010

В моей библиотеке — огромное множество различных книг, учебников и задачников по математике. К сожалению, репетитор лишен возможности выбирать учебники для (как это делает школьный преподаватель) и поэтому приходится работать с широким спектром пособий. И чем больше их количество, тем лучше. Кроме базовых книжек репетитор по математике обязан иметь в арсенале достаточное количество дополнительных дидактических материалов и сборников задач. Школьный преподаватель часто берет из них контрольные работы, к которым приходится готовиться. Кроме этого в планы урока любой репетитор математики отбирает упражнения «под ученика», параметры которых могут не соответствовать стандартным базовым. Интересные, содержательные и красивые задачи приходится искать по всему спектру учебной литературы. Поэтому чем длиннее ее список у репетитора, тем гибче и эффективнее можно подготовиться к уроку.

Привожу список книг, которые чаще всего используются в работе. Отмечу, что примерно треть номеров для урока я или составляю самостоятельно (иногда это можно сделать быстрее, чем найти соответствующее готовое упражнение) или беру из авторских комплектов упражнений. В кратких комментариях к каждой позиции отдельно выделена моя оценка пособию и рейтинг ее популярности у репетиторов математики. Он составляется на основании опроса преподавателей моего сайта и статистики собственного использования книг на занятиях. В описаниях базовых учебников я также указываю примерную частоту их использования школами (в процентах).

Алгебра. Сборник заданий для 7-9 классаАлгебра, сборник заданий для 7 — 9 класса. Книжка увидела свет еще в то время, когда ни о каком ГИА и ЕГЭ по математике и слышно не было. Несколько лет она была стандартом для подготовки к выпускному экзамену за курс неполной средней школы. Главным достоинством сборника является методическая выверенность систем упражнений. В маленькие блоки собраны однотипные задачи, а соседние блоки отличаются другог от друга (как и надо) на одно-два изменения. Поэтому их можно использовать не только для контроля знаний, но и для обучения. Имеется отличная база несложных математических заданий по всем темам 7-9 класса кроме тригонометрии и корней n-ных степеней. Регулярно беру оттуда текстовые задачи на работу и движение. Сборник рассчитан на среднего ученика, с которым как раз репетитор по математике чаще всего и работает. Все задания грамотно отобраны и отсортированы. К недостаткам я бы отнес отсутствие по-настоящему сильных номеров конкурсного уровня.
Оценка репетитора: 8,5 баллов из 10

1) Атанасян Л.С. Геометрия 7-9кл. Школьный учебник.
Комментарий репетитора: Классический и лучший на сегодняшний день учебник геометрии для школ. Дидактика каждого раздела дает возможность репетитору по математике заниматься с минимальным привлечением задач из других источников. Учебник имеет слабую точку в самом начале построения теоретического курса (в теме «наложение»). В остальном нареканий нет.
Оценка популярности использования учебника в школах и среди репетиторов по математике : 60-70%
Оценка репетитора (по 10 бальной системе): 9 баллов

Атанасян Л.С. Геометрия 10-11 кл 2) Атанасян Л.С. Геометрия 10-11кл. Школьный учебник.
Мой отзыв: Изложение теории в учебнике заслуживает самой высокой оценки, однако дидактика у него слабая. Практические типовые задания в нем представлены в ограниченном количестве. Состав упражнений в основном направлен на отработку понимания теории. Не часто беру из него задачи.
Рекомендуется в качестве базового учебника стереометрии для математических классов.
Оценка репетитора: 7,5 баллов из 10

Погорелов А.В. Геометрия 7-9 класс3) Погорелов А.В. 7-9кл. Комментарий репетитора: Старинный учебник, по которому я сам учился в школе. Несмотря на очень хорошее начало, неважная дидактика в целом и не лучшее построение курса. Однако, очень хорош в самом начале 7-го класса. В школах он встречается все реже и реже. Рекомендуется для изучения аксиом планиметрии и признаков равенства треугольников.
Оценка репетитора: 5 баллов из 10

4) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 7класс. 17-е издание. Лучший на мой взгляд учебник по алгебре для работы репетитора. Последовательное и доступное изложение материала и очень хорошая и грамотно выстроенная последовательность упражнений. Незаменмм для среднестатистического школьника.
Оценка частоты использования учебника в школах и репетиторами по математике: 60%
Оценка репетитора :10 баллов из 10

5) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 8 класс. 17-е и 18-е издание издание. Лучший учебник по алгебре для работы репетитора со средним или слабым учеником. Последовательное, доступное изложение материала. Очень хорошая и грамотно выстроенная последовательность упражнений. Не зря учебники Макарычева еще в советские времена занимали только первые места в всесоюзных конкурсах учебников. Особо хочется отметить представленые темы «квадратные корни» и «квадратные уравнения».
Оценка частоты использования учебника в школах и репетиторами по математике: 60%
Оценка репетитора: 10 баллов из 10.

6) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 9класс. 17-е издание издание. Очень хороший учебник. Особенно хочется отметить четкое изложение тригонометрии. Ничего лишнего и никакого шатания из стороны в сторону. Структурно грамонтно составлен. Достаточная база задач, рассчитанная на среденго и слабого ученика. Есть некоторе несовешенство в заданиях на сложение дробей с разными знаменателями и качеттве задач на прогрессии. В остальном продуманное, последовательное и доступное изложение материала.
Оценка частоты использования учебника в школах и репетиторами по математике в процентах : 60%
Оценка репетитора: 9 баллов из 10

Список имеет длинное продолжение и постепенно будет перенесен на сайт.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике. Москва

{ 24 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Fecemaict ноября 11, 2010 в 17:45

Занятно-занятно, нигде заранее на такое не натыкался.

Сергей ноября 26, 2010 в 15:00

Хоть статья и получилась короткой, но мой взгляд эта интересная тема раскрыта в ней полностью. Я рельно узнал много нового для себя!

Лидия октября 8, 2011 в 0:02

Александр, подскажите, а по каким учебникам математики для 2 класса учились в 80х годах?
Буду благодарна за ответ
Лидия

Колпаков А.Н. октября 8, 2011 в 20:54

Я сам только учился в школе в 80-х годах и еще не знал, что стану репетитором. Я не являюсь большим специалистом по начальной школе и учебники математики для самых маленьких подробно не изучал. Максимум, за что я берусь, — способные дети 4 класса, которым нужны олимпиадные, логические и занимательные задачи. Например, для подготовки в Курчатовскую школу. Приходилось иметь дело только с учебником Петерсона. Неплохо, но не для широких масс :) Что было в 80-х годах я не помню :), но как мне кажется, учебники математики тогда были более точными, чем сегодня. Современные задачники ориентированы на развитие ученика. Направление правильное, однако, его реализация оставляет желать лучшего. Прежде всего, это относится к формулировкам нестандартных заданий. Иной раз вопрос так поставят, что не каждый взрослый догадается, что именно требуется сделать. Учебников развелось много, новых форм много, а для большинства занятий репетитор по математике выбирает классику и получает с ее помощью вполне приемлемый результат. Методического контроля за издательствами нет практически никакого. Каждый печатает то, что хочет. Похожая ситуация наблюдается с современным телевидением: количество каналов выросло, а смотреть нечего.

Арсений ноября 28, 2011 в 10:29

Александр, спасибо за отличный сайт. Не могли бы вы порекомендовать лучшие, на ваш взгляд, учебники по математике за 5-7 классы.

Колпаков А.Н. ноября 28, 2011 в 23:00

Вообще не существует идеальных учебников, с которыми репетитор по математике мог бы работать независимо от ученика. Если брать среднего школьника, то я голосую за проверенную временем классику, которой является учебник Виленкина — 6 класс. По 4 -5 классу все — таки предпочел бы Петерсона из-за его достаточно приличной задачной базы, хотя с него нельзя переходить на Виленкина. Ценность последнего исключительно методическая, то есть в нем хорошо материал изложен и структурирован. Виленкин 5 класс — слабый учебник. В любом случае надо докупать задачники, дидактические материалы. В целом неплохие матриалы предлагают авторы Ершова и Голодородько. По 7 классу лучшим на мой взгляд является не Алимов и Мордкович, а старый добрый учебник Макарычева. Однако все опять же зависит от ученика. Если репетитор по математике приглашен к сильному способному ребенку, то Макарычева нужно обязательно дополнять. Хотя бы теми же Ершовой и Голобородько (вариант В). Лично я работаю со своими материалами. Лежит огромная стопка листов с заданиями по 5 — 6 классу. Примерно 50% из этого — собственные задачи, а все остальное взято из разных источников.

Маша июня 14, 2012 в 10:08

Александр, напишите, пожалуйста, свое мнение по поводу учебника по алгебре для 10-11 классов, профильный уровень, автор Мордкович. И свои рекомендации по лучшим учебникам для 10-11 классов. Спасибо!

Галина Николаевна августа 10, 2012 в 10:03

Александр Николаевич!
Сегодня впервые познакомилась с Вашим сайтом!
Замечательный!!! Сколько интересной, нужной, полезной информации! Спасибо огромное!

Катерина ноября 20, 2012 в 0:58

Александр, как вы оцениваете учебник Л.Петерсон для 6 класса? Дочка учится по нему на семейном обучении, дома. Не знаете ли, будет его освоения достаточно для вступительного экзамена в лицей Станкина в 7 класс?
Спасибо за Ваши справочники. Наглядность очень помогает.

Ольга ноября 7, 2013 в 17:03

Здравствуйте, Александр Николаевич. Спасибо Вам большое за статьи и полезную информацию. Какими Вы пользуетесь учебниками по геометрии для работы с 10-11 классом? Спасибо.

Колпаков А.Н. ноября 7, 2013 в 23:50

Петерсон — весьма специфический учебник, по которому нельзя идти «буква в букву» без предварительного отбора детей (в математический класс). Тоже самое относится и к репетиторам по математике. Из существенных тем, которые бы несли действительно полезную для данного возраста вычислительно-смысловую нагрузку, в 6 классе по Петерсон включены только «отношения-пропорции» и «отрицательные числа». Остальное было сплавлено в неимоверно сложный для ребенка 5 класс. Я не разделяю мнение о том, что шестиклассника надо знакомить со методами геометрии со всеми формальностями отображения на бумаге ее языка. Мне совершенно не понятно, зачем, например, в математику 6 класса по Петерсон включены геометрические построения циркулем и линейкой. Доказательства недоступны, а задачами эта тема даже в 7 класса не богата. Если репетитор по математике освобожден родителями от необходимости четко следовать программе по Петерсон то соответствующий учебник лучше всего использовать только в качестве дополнительного задачника для сильного ученика.

Колпаков А.Н. ноября 7, 2013 в 23:53

Я не ставлю ссылки на другие ресурсы и тем более не ворую контенты других сайтов. Материалы в интернете могут размещаться только с ведома их правообладателей.

Колпаков А.Н. ноября 8, 2013 в 0:12

Если брать именно учебники, то однозначно Геометрию Атанасяна. Кстати я сдавал ему государственный экзамен на математическом факультете МПГУ. В последнее время я все больше работаю автономно от задачников, ибо располагаю колоссальной базой качественных материалов, накопленных за 20 лет репетиторства по математике.

Наталья ноября 19, 2013 в 23:19

Здравствуйте!
Подскажите автора учебника по математике, по которому обучали еще в 40-50-е годы, слышала, что изложение материала очень доступное для понимания детей, а найти не могу.

Natunya октября 18, 2014 в 22:41

Здравствуйте. Порекомендуйте ,пожалуйста, книгу для репетиторства для ученика 8-го класса, обучающегося в математическом классе. Задача- заполнить пробелы и укрепить знания. Способности у мальчика хорошие, но когда торопится, делает ошибки.

Колпаков А.Н. октября 19, 2014 в 0:17

Что именно Вы хотите от такой книги? Учебник и задачник по математике — это не одно и тоже. Надо знать более точно глубину пробелов и уровень этой математической школы (одна матшкола другой рознь). В качестве стандартного / незначительно усложнеенного задачника хорош Мордкович. Хотя зависит от разделов. Для некоторых тем незаменим задачник Галицкого 8 — 9 класс. Долгое время он оставался стандартным и любимым задачником для большинства математических классов. В любом случае, каков бы ни бы учебный расклад, репетитору по математике придется корректировать материал. Я часто выбираю задачи из разных книжек, в том числе из своих собственных разработок.

Колпаков А.Н. октября 19, 2014 в 0:28

В далекие времена середины прошлого века школьной математикой заправлял комплект учебников Александрова с его теоретико — множественным подходом. Позднее, в 60-х годах, если мне не изменяет память, от него отказались. Детально в Александрова я не погружался и в работе не использую. Винтажный репетитор по математике — опасное явление в современных условиях. Все таки мы живем в 21 веке и наши дети учатся по иным программам, хотя тоже не идеальным.

Сергей февраля 8, 2015 в 2:17

Наталья, видимо, это Киселёв. Недавно его (только геометрию) переиздали — Киселев Геометрия Физматлит 2004 — 328с.djvu

Александр февраля 18, 2015 в 14:42

Здравствуйте. Занимаюсь повышением образования в области математики, т.к. программирую и в процессе возникла необходимость расширить свои познания.

Существует курс лекций Фейнмана, посвященный физике. Он очень широк, удобен, прост, подается в непринужденной форме и с широким использованием разговорного жанра. Возможно, существует чей-то аналогичный труд по математике? Язык может быть как русский, так и английский.

Заранее благодарю за ответ.

Колпаков А.Н. февраля 20, 2015 в 18:05

Не очень понял, что именно Вы ищете. Математику с нуля? Или с некоторого уровня? Тогда с какого? Математика — это не физика. Здесь более связное изложение, последовательное, из которого чрезвычайно трудно вырвать тему и раскрыть ее в «разговорном жанре» :) Лучше подключить репетитора по математике и уже через него определяться с программой, сроками и «курсом лекций». Обычно приходится возвращаться к школьным учебникам с той лишь разницей, что взрослый человек лучше мотивирован и может переваривать информацию значительно быстрее среднего школьника. Поэтому время изучения математики с нуля можно смело делить минимум на 2.

Алексей ноября 27, 2016 в 0:15

Александр, а по учебникам геометрии Шарыгина для 7-9 и 10-11 можете высказать свое мнение?

Колпаков А.Н. декабря 3, 2016 в 0:48

Здравствуйте! С Шарыгиным не сталкивался, ибо он довольно редко принимается школами. И вообще по геометрии очень сложно написать что-либо лучшее. чем это сделано у Атанасяна. Начиная с середины 7 класса в нем почти идеальное изложение материала.

Анна сентября 22, 2017 в 20:33

А я, в свою очередь, хочу посоветоваться с нашим гостеприимным хозяином сайта.
Я преподаю в маааалюсенькой школе, в 7 классе у меня 4 ученика, один из них — новенький, способный мальчик, сообразительный, нацеленный на олимпиады по математике и всяческую подобную победоносность. Хороший мальчик, но ему не хватает умения самому заинтересовать себя. Хочу предложить ему заниматься по отдельному учебнику (индивидуальному плану, что ли). Галицкого предложить, да? Как Вы думаете?

Колпаков А.Н. сентября 27, 2017 в 8:56

Галицкий является больше задачником (если он нем идет речь), а не учебником, причем не для 7 класса, а для 8 — 9 классов и не очень соответствует олимпиадным канонам, хотя задачник неплохой. Замечу, что 7 класс — переходно-подготовительный этап от арифметики 5-6 классов к настоящей математике и не имеет четко ориентированного олимпиадного приложения. Задачи, которые в 7 классе предлагаются на олимпиадах, далеки от соответствия программам такого перехода, а именно одночленам, линейным функциям, формулам сокращенного умножения. Очень трудно в рамках перечисленных тем предложить нестандартные олимпиадные заданий при решении которых ребенок сделает какие то маленькие научные открытия в соответствии со своим возрастом. Еще не сформирован соответствующий для этого математический аппарат. Поэтому репетитору по математике придется самостоятельно подбирать задания из разных источников причем в основном по принципу доступности уровня мышления. 7 класс — самый сложный возраст для работы репетитора с одаренными детьми именно по причине недостатка полезного материала. Важно не переборщить с задачками на отвлеченные темы: взвешивания, разрезания, графы и т.д. Олимпиады, если не касаться методик отбора детей, должны нести не только функцию развития их когнитивных способностей, но еще и помогать углублять знания и улучшать качество усвоения программ.

Оставьте комментарий