Десять заповедей репетитора

1) Не пытаться тянуть ученика до уровня, выходящего за пределы его способностей.

Каждый человек имеет определенный резерв возможностей в силу особенностей своего мышления и памяти. Например, если к репетитору приходит абитуриент, знания который не может быстрее чем за 30 секунд нарисовать в тетради от руки прямоугольный параллелепипед (можно даже не очень аккуратно), то репетитору по математике не стоит даже и мечтать о том, что его удастся научить решать задачи с «плавающими сечениями» в многогранниках.

2) Не проводить занятие без подготовки.

Некоторые репетиторы работают с учениками по принципу «зачем готовиться к занятию, если тема легкая и понятная и объяснить ее можно за пару минут?». Хочется задать прямой вопрос :«кому она понятна»? Репетитору по математике, имеющему высшее образование и многолетний опыт решения задач или ребенку? Ошибки в преподавании, как следствие этого убеждения, кроются в недооценке различия между очевидным для репетитора и очевидным для ученика. Перед занятием я просматриваю учебники, дидактические материалы, изучаю динамику ошибок в тетрадях и составляю индивидуальный комплект упражнений именно для данной учебной ситуации.

3) Не мешать ученику думать.

Талант репетитора по математике заключается в способности отличить думающего ребенка от того, кто просто смотрит в тетрадь на свои записи. Я умею определять, что именно происходит в данный момент в голове ученика по его выражению лица и по ГЛАЗАМ!!! Если школьник сконцентрирован — это всегда видно. При неумелом владении искусством невмешательства в мыслительный процесс репетитор по математике будет только отвлекать ребенка от размышлений над понятиями. формулами и преобразованиями. Помощь репетитора должна поступать именно в тот момент, когда ученик в ней нуждается, а не тогда, когда, когда он готов решить задачу самостоятельно. Лишние слова и фразы. сказанный под руку только сбивают ребенка.

4) Не «навредить»ученику.

Я всегда изучаю учебную ситуацию и особенности методик школьного преподавания прежде чем окончательно определится с методами работы. Математика допускает разные пути решения задач, разную их подачу, разные обоснования этих решений и разные оформления. Если я буду идти со школой напролом и требовать от ребенка решать задачи по своему усмотрению (не так как это делается и оформляется в его классе), то несмотря на то, что различие может быть незначительным с точки зрения строгой математики. но для ребенка окажется смертельным. Дезориентировать и запутать ученика проще пареной репы.

5) Не опаздывать на занятия более чем на 5-10 минут.

Если я вынужден опоздать из-за пробки, то обязательно позвоню или пришлю предупредительное смс-сообщение.

6) Не пропускать ни один вопрос ученика

Если ребенок что-то задумал спросить — нужно обязательно дать ему эту возможность (не перебивать его) и помочь сформулировать мысль. Вопрос ученика — сигнал для репетитора математике. И тревожный и позитивный одновременно. Тревожный симптом в том, что ребенок чего-то не понимает. Позитив в том, что репетитор по математике может быть уверен, что если ребенок что-то не понимает, то он не стесняется об этом спрашивать. Любой репетитор должен уметь выслушать до конца вопрос ученика и понять его содержание даже тогда, когда не очень понятно о чем идет речь.

7) Не отменять и не переносить занятия, если это можно

Переносы и отмены занятий — это откат назад. Даже профессиональному репетитору по математике очень трудно угнаться за программой в условиях, когда ребенок не занимается регулярно. При подаче любой новой темы репетитор опирается на информацию, которую ребенок запомнил на предыдущих уроках. Если урок пропущен, то часть этой информации, как правило, забывается. Любой пропуск запланированного занятия резко снижает необходимую интенсивность усвоения материала.

8) Не повышать голос на ученика и не ругать его

Криком никто ни когда ничего не добивался. К месту будет отметить, что человеческое ухо больше чувствительно к частоте звука, чем к его амплитуде и уровню. Интонации преподавателя или интонации репетитора, с которой он ведет занятия, вибрации и динамика тона позволяют не только заострять внимание и концентрироваться ученику, но выделять из общего потока слов самые важные.

9) Не выполнять за ученика ту работу, которую он должен сделать самостоятельно.

Иначе ребенок не получит должную умственную нагрузку и не разовьет навыки.

10) Не отвлекаться ни на какие посторонние занятия по ходу проведения занятия.

Даже если ребенок что-то делает самостоятельно, репетитор должен находится рядом и следить за его ошибками. Правильнее их исправлять моментально по мере их появления. Если этого не делать, то напрасный труд в холостую после допущения ошибки только излишне утомит и вызовет отвращение к заданию.
Некоторые репетиторы дают возможность ученику повозиться с заданием и проверяют его целиком после выполнения. Такая методика часто не оптимальна.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике.

{ 19 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

нюта ноября 22, 2010 в 22:39

Благодарю за информацию на сайте, почерпнула много полезного для работы по подготовке к олимпиадам по математике для 5 — клашек. Успехов!

Людмила сентября 23, 2011 в 15:06

Проработав в школе 15 лет, решила попробовать заняться репетиторством. случайно зашла на ваш сайт и не жалею. спасибо за советы.

Светлана сентября 30, 2011 в 14:15

Достаточно интересный и емкий сайт. Даже самому опытному педагогу всегда есть чему поучиться. А учиться лучше у коллег, которые готовы поделиться своим опытом. Я опытный репетитор по математике, преподаватель. Нашла для себя на этом сайте много интересного, того, что обязательно буду использовать. А поиски начались с олимпиадных задач для 7-клашек. Спасибо!

Юлия октября 8, 2011 в 19:11

Советы опытного репетитора помогут избежать ошибок. Спасибо!

Инна ноября 2, 2011 в 0:31

В поисках репетитора своему сыну совсем по другому предмету, случайно попала на Ваш сайт и задержалась здесь часа на полтора. Очень понравились статьи о методике Вашей работы, именно таким я всегда представляла хорошего репетитора по математике, да и не только по ней. Добавила Ваш сайт в Избранное, буду периодически заглядывать. Спасибо!

Лидия ноября 9, 2011 в 5:45

Я молодой педагог, отработала год в школе после университета, уже 1,5 в декретном отпуске, но продолжаю заниматься репетиторством. Очень хорошие советы, возьму себе на заметку.

Елена сентября 1, 2012 в 20:45

На Ваш сайт попала случайно. И почти целый день провела я здесь. У меня большой стаж работы учителем математики в общеобразовательной школе, репетитор примерно с 2000 г. За 23 года работы накопился большой методический материал. И здесь нашла много интересного, увлекательного.
Спасибо!

Баглан января 28, 2013 в 7:32

Я Ваш коллега, репетитор с многолетним стажем, г.Алматы. Понравился Ваш сайт. Добавил в закладки. Есть несогласие по последнему пункту: я заметил, что если в момент выполнения учеником задания самостоятельно, в момент совершения ошибки сразу указывать на неё, а не дать ему самому её найти, то со временем у него появляется привычка ожидать контроля. Я перестал вмешиваться в решение по ходу дела, предоставляя ему в этот момент «свободное плавание».

Колпаков А.Н. января 29, 2013 в 14:25

Не соглашусь! Все таки идеальный режим контроля со стороны репетитора по математике — моментальная проверка. А для того, чтобы ученик не подсел на «автопилот» репетитор рассчитывает домашние задания. Вот в них то можно относительно долго «вариться в ошибке» и пытаться самостоятельно устранять пробоины. Время занятия все-таки лучше тратить более рационально, особенно в экстремальных случаях. Программа большая и если репетитор по математике позволит ученику «уйти в плавание», то возрастет вероятность кораблекрушения. Школьник может попасть в шторм, потонуть или застрять каких-нибудь математических рифах, с которых его уже будет сложнее снять. Это мое личное мнение, помноженное на богатом опыте заботы с «отстающей» математикой. Господа, высказывайте свои точки зрения.

Александр марта 16, 2013 в 13:45

Уважаемый Александр Николаевич !
Интересно было прочитать Ваше мнение о подготовке ребят и сравнить со своим. У меня есть проблема. Мой ученик- мой внук.
Без особых усилий с помощью собственной моей методики мы поступили сразу во второй класс и отличники уже 6 лет.
Но возникли трудности у меня. Я не педагог и тем более не репетитор по математике, а бывший военный инженер. Не знаю где взять методики освоения программы сверх школьного курса. Сейчас мы переходим в 7 класс и я нахожусь в полном смятении, как организовать обучение. Со школьной программой все просто. Есть дидактические материалы, учебники и т.д. А как бы организовали подготовку Вы с учетом наличия текущих уроков в школе? Сразу скажу, что не считаю внука вундеркиндом. Просто математика легко дается. С уважением, Александр.

Ирина июня 5, 2013 в 18:22

Благодарю, очень интересная и полезная информация.

Наталья сентября 20, 2013 в 15:52

Добрый день!

Вы работаете с 4 классом?
У нас проблема с решением задач. Хромает, по видимому, логика. Очень хочется не запускать, т.к. программа всё сложнее и сложнее…

Спасибо заранее за ответ.

Колпаков А.Н. сентября 20, 2013 в 23:12

С 4 классом я работаю преимущественно по олимпиадному направлению, когда нет особых проблем со школой. Если это не Ваш случай, с удовольствием предложу Вам свои услуги репетитора по математике в 5 классе.

Эрика января 21, 2014 в 23:42

Кстати насчет моментальной проверки, я тоже всегда исправляю учеников тут же, все-таки при помощи упражнений ученик только-только закрепляет тему, которая еще совсем недавно была ему не по зубам. Репетитору по математике надо настроить ученика на то, что при решении он автоматически должен себя сам проверять и следить, чтобы ошибок не было. Правда единственное — это то, что, если ребенок неуверен ни в себе, ни в своих силах, первое время на уроках в школе он все еще будет допускать кучу ошибок, подсознательно считая, что ему кто-то поможет.

Татьяна января 23, 2014 в 14:19

Что Вы можете посоветовать начинающему репетитору ?

Колпаков А.Н. января 23, 2014 в 23:03

Дельные советы можно давать только в той или иной ситуации по существу вопроса / проблемы и для конкретного репетитора по математике. В коротком комментарии можно только обозначить некоторые важные аспекты, на которые должен обращать внимание начинающий преподаватель. Помимо уверенных знаний и компетентности в математике от репетитора требуются знания принципов построения школьных программ. Если у Вас нет педагогического образования, постарайтесь самостоятельно изучить структуру учебников и методы объяснений разных тем на подростковом уровне. Они несколько отличаются от классических математических, особенно в 5 — 6 классах. Не переоцените ученика и не меряйте все по себе. Сложность темы — понятие относительное. То, что очевидно репетитору далеко не всегда понятно школьнику. Пробуйте разные подходы и методики (некоторые из них изложены здесь) и старайтесь оценивайте их эффективность в каждом конкретном случае. Очень важно уметь общаться со школьниками на понятном им языке. Это приходит к репетитору по математике с годами и опытом работы. Дерзайте!

Алена сентября 1, 2014 в 14:54

Спасибо!Нашла много интересного и полезного на Вашем сайте для своей работы.)

Колпаков А.Н. сентября 2, 2014 в 1:01

Уважаемый Александр, дистанционно, вслепую, не зная ученика и его особенности, разработать программу обучения по математике для Вашего внука невозможно. Сходите хотя бы на одно тестовое занятие к хорошему репетитору и он наверняка сориентирует Вас в выборе материалов. Надо отметить, что для процесса формирования математического фундамента 7 класс является переломным и в этот период репетитору по математике крайне сложно выйти за рамки школьной программы (в другие разделы). Ее можно только опережать. Я бы предлагал усложненные упражнения, по образцу тех, которые имеются в хороших дидактических материалах и сборниках самостоятельных / контрольных работ. Посмотрите варианты «В» из сборников Ершовой и Голобородько. Хотя для дополнительного интенсивного изучения математики их недостаточно. Я уже давно пользуюсь своими наработками и практически не заимствую никаких заданий со стороны. Если говорить об олимпиадных материалах, то здесь границы допустимых заданий для 7 класса сильно размыты. Хорошую тренировку ума семикласснику может дать даже средняя олимпиадная задача по математике для 5 класса. Задания на серьезных олимпиадах вообще мало привязаны к базовым школьным разделам или программным навыкам. Их планктон — некие необычные незнакомые школьнику ситуации с выходом из них через какие — нибудь уникальные / хитрые пути -алгоритмы. Здесь главную роль играет способность ребенка к значительной умственной мобилизации и творческому (нешаблонному) мышлению.

Ananin июля 2, 2015 в 5:19

ntcn

Оставьте комментарий