Общие вопросы методик заучивания формул

by Колпаков А.Н. on 21 августа 2010



Почему так происходит: один ученик за раз запоминает все то, что ему показывает репетитор, а другому для этого нужно повторить одно и тоже десятки раз? Причина кроется в индивидуальных показателях мотивации, работы различных видов памяти человека, разной скорости обработки информации и низкой способности выполнять одновременно несколько видов работ (учить, думать и писать).

Информация, которая запоминается человеком, проходит через определенные каналы ее обработки, которые у каждого из нас работают по своему. В процессе запоминания участвуют различные виды памяти. Несмотря на их индивидуальные показатели работы по скорости и надежности, они подвержены влиянию таких параметров как время и часто обращения к одному и тому же. Это обстоятельство учитывается в методиках заучивания и является главным инструментом для воздействия на определенные области клеток головного мозга. Если репетитор по математике занимается решением проблемы заучивания, подбирает для этого приемы и специальные задания, то прежде всего ему нужно обеспечить выполнение условий, определяющих получение оптимального результата:

1) удержать внимание ребенка на объекте заучивания как можно дольше.

Все физиологические процессы в организме подвержены влиянию такого параметра, как время. Если не обращаться многократно к ячейкам памяти и не использовать находящуюся в них информацию, то она будет постепенно стираться. И чем чаще мы к ней обращаемся, тем дольше она хранится. Именно поэтому режим занятий «раз в неделю» может свести «на нет» все попытки репетитора по математике получить достойный результат, и подходит только сильным ученикам.

Если на занятия выделено достаточно времени, грамотный репетитор по математике предложит ребенку для заучивания специальные задания. Они должны быть максимально интересными и разнообразными, иначе ученик «умрет от скуки». Выбор методов, пропорции между объемами заданий и видами деятельности ученика, определяются индивидуально.

2) использовать приемы, упрощающие запоминание.

В основу этих методов ложатся принципы работы зрительной, слуховой, ассоциативной, двигательной и моторной памяти. Каналы получения информации у каждого ребенка работают по-своему. С разной надежностью и разной скоростью обработки поступающей через них информации, разной чувствительностью к внешним раздражителям. Выявить наиболее открытые и активные каналы способен только репетитор-профессионал высочайшего уровня, имеющий за плечами большой опыт индивидуальной работы.

На практике, каждый репетитор по-своему подходит к решению проблемы заучивания. Некоторые репетиторы уделяют этому вопросу минимум внимания, некоторые вообще не учат с ребенком формулы. Методики заучивания отчасти зависят от того, какие именно формулы перед нами. Из каких разделов математики. В тригонометрических формулах своя специфика, в логарифмических своя. В составлении заданий на заучивание необходимо учитывать и возраст ребенка и место параграфа с формулами в программе.

Заучивать формулы нужно поэтапно.

1) Многие репетиторы считают, что для прочного запоминания обязательно нужно доказывать формулы и спрашивать эти доказательства с ученика. Но смысловые взаимосвязи между различными формулами в большей степени обеспечивают лучшее понимание, а не запоминание. Конечно, смысловая память человека позволяет хранить информацию достаточно долго, но только когда «ниточки», за которые ее можно вытянуть лежат на поверхности и имеют к себе быстрый и свободный доступ.

В случае с большинством формул мы имеем дело с «упакованными объектами», каждый знак в которых интегрирует результаты сразу нескольких преобразований. К тому же методика доказательств требует наличия не только определенной базы знаний и способностей ученика воспринимать новую информацию в больших объемах, но и достаточного времени на демонстрацию самих доказательств. К сожалению, репетитор по математике не всегда имеет его столько, сколько нужно.

Читайте окончание на следующей странице.
Колпаков А.Н. Репетитор по математике.

Страницы: 1 2 Далее

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Искандер 27 августа, 2020 в 17:12

С учениками мной выбрана следующая методика.По каждой теме создается сводка формул, приемов и прочее в виде ментальной карты. При решении каждой задачи по математике вначале в «облака» пишутся формулы из ментальной карты или их цепочки. После решения задачи учеником проводится устное решение задачи, это период повторения и перевода полученного материала на «свои образы «. Если запись в «облака» становится для ученика становится рутиной — это сигнал об усвоении материала. С домашними заданиями, особенно в начале занятий, проблема. Интересна ли Вам моя методика? С Уважением Искандер. 27.08.2020 г.

Колпаков А.Н. 6 сентября, 2020 в 4:45

Здравствуйте, Искандер! Интересна. Краткое описание слишком туманно и не понятно. Нужна конкретика и техника работы. В какой форме репетитор по математике создает эту ментальную карту? Что она собой представляет паре с «облаком». Это просто красивые названия листочков-черновиков или что то более действенное и существенное? Еще нужны примеры работы с конкретными темами. Если вы Репетитор — предлагаю Вам разместить Вашу анкету. С нее можно поставить ссылку на Вашу страничку, на которой будет подробное описание методики. Сделаете?

Оставьте комментарий