Мнение репетиторов по математике о ЕГЭ

С момента введения ЕГЭ по математике прошло уже более 3 лет, но до сих пор не стихают споры о его целесообразности и объективности. Спорят все: чиновники и президенты, преподаватели всех категорий и квалификаций, родители учеников и даже сами дети. Обсуждению результатов ЕГЭ посвящаются статьи в газетах и журналах, целые программы на телевидении. Однако в этих публичных дебатах практически не участвует главный помощник школьного учителя – репетитор по математике. Мнение репетиторов интересует чиновников образования в самую последнюю очередь. Конечно, частный преподаватель только исправляет отдельные недостатки конкретного ученика и не влияет на систему подготовки к ЕГЭ в целом. Сайт «профессиональный репетитор по математике» предлагает Вам обсудить все стороны новой системы оценки знаний в лице ЕГЭ и ГИА . Здесь вы прочтете мнение коллег — преподавателей, родителей и возможно даже самих учеников. Присылайте свои соображения об экзаменах на адрес alex36@mail.ru

Интересное мнение о ЕГЭ репетитора с 27 летним стажем

Ваш покорный слуга — репетитор по математике Колпаков А.Н.

Репетитор по математике Колпаков А.Н. Главным недостатком ЕГЭ по математике является, на мой взгляд, стандартизация всех его номеров. Существует огромный класс задач, которые не попадают ни в группу B1-B12 ни в группу С1-С6: сильные задачи на касательную и на тригонометрию (например на вычисления без помощи таблиц), комбинированные задачи на несколько функций в рамках одного уравнения или неравенства, практические текстовые задачи на оптимизацию (на максимум и минимум), задачи на сферу, на вписанные и описанные тела, на усеченные пирамиды и конусы и др. Во все времена они были платформой качественной подготовки абитуриента к обучению в ВУЗе. Репетитор по математике давал базу знаний, необходимую ученику для понимания высших методов работы с числами. Сейчас все иначе. И, несмотря на то, что демонстрационные варианты сборников МИОО и ФИПИ стали более разнообразными – на реальном ЕГЭ по математике в 2011году мы опять получили практически тот же самый набор задач, как и годом ранее. Если традиции будут продолжены, дети перестанут готовиться экзамену в полную силу. Репетитор по математике превратится в механический тренажер по выработке умения решать однотипные задачи, а дети потеряют способность рассуждать и думать. К регламенту ЕГЭ я отношусь более сдержанно. Все-таки в математике, в отличие от литературы или истории, существует такое понятие как ответ. Другое дело, что сама форма порождает гораздо большее количество способов получить этот ответ не честным путем. Один телефон дети сдают на входе, а другой прячут под ремень или в ботинки. И пользуются.

Репетитор по математике и физике Файнгойз Михаил Львович

Репетитор по математике Михаил Львович Введение ЕГЭ по математике по типу западных экзаменов имеет, по моему мнению, имеет два аспекта. Для умных учеников и хороших преподавателей это плохо, поскольку подавляет творческое начало. Для слабых учеников и плохих преподавателей это хорошо, поскольку заставляет учить и научить некоторому необходимому минимуму знаний. И всё бы ничего, но на Российской почве эти экзамены превратились в пародию на экзамен. Можно с экзамена звонить и получать ответы на все вопросы, преподаватели не мешают всему этому. Так легче, чем напрягаться в учебе. Но никто не хочет попасть на операцию к врачу, таким образом получившим свой диплом. Я думаю, что всё это нам ещё не раз аукнется.

Репетитор по математике, Владислав Евгеньевич

Репетитор по математике, Владислав Евгеньевич Не думаю, что ЕГЭ по математике должен сильно измениться. Общее направление, если мы хотим сделать экзамен для всех, выбрано верно. Слабому ученику достаточно показать поверхностные знания, пусть шаблонные, а зачем ему знать больше? Непрофильный уровень всегда был и будет очень низким. От того, что мы усложним задания, сделаем их разнообразнее, он точно выше не станет. Разве что спрос на репетиторов математики вырастет. И если внести такие изменения в ЕГЭ, мы просто резко увеличим количество двоек на выходе. Для сильного и среднего ученика, действительно, ЕГЭ необходимо несколько модернизировать; многие задания в него просто некуда вставить. И это плохо.

Репетитор по математике, Марат Андреевич

Репетитор по математике Марат АндреевичЕГЭ по математике по сути объединяет ВУЗовский экзамен со школьным. И как в любом широко специализированном механизме отдельные компоненты оказываются не самого высокого качества. Примерно тоже самое, как если бы вы купили мобильный телефон вместо хорошей видеокамеры и хорошего музыкального центра. Их функции, конечно, в телефоне представлены, но качество работы оставляет желать лучшего. Аналогично и с ЕГЭ. Полноценный текст знаний по широкому спектру способностей учеников на сегодняшнем ЕГЭ не дает того, что можно получить при отдельных испытаниях. Сейчас хотят расширить количество задач. Может быть это и правильно, но уважаемые ЕГЭ разработчики почему то забывают о временных границах экзамена. Итак мало кто успевает добраться до С4 и С5, а тут еще 2 задачи прибавляется. Математика безгранична, чего не скажешь о времени на реальном ЕГЭ.

Репетитор по математике Ксения Хитинянская

Репетитор по математике Ксения Хитинянская
Я не являюсь ни сторонником, ни противником ЕГЭ и принимаю его как должное. Как некоторую итоговую контрольную работу в масштабах страны. На мой взгляд сами преподаватели и репетиторы, жалующиеся на повальное натаскивание, плодят такую форму работы, а потом кричат на всеуслышание: «Беда, караул, обучение превратилось в механическое зазубривание и натаскивание». Я лично не изменила ради целей подготовке к ЕГЭ по математике свои принципы работы. Учимся так, как учились раньше. Те же темы и учебники. Разница только в том, что в последние два-три месяца увеличивается число задачек, близких по форме к номерам «B» части. Какой-либо специальной работы с частью «С» ЕГЭ, я не провожу. Все как и при подготовке к вступительным экзаменам в прошлые годы.

Компетентный преподаватель по математике из ВУЗа — Э.Г. Артемян

Я д.ф-м.н, со стажем преподавания более 25 лет (в основном, в ВУЗ-ах). Последние 5 лет, я параллельно работал в школах, где вел математику в выпускных классах. Естественно, я являюсь убежденным противником системы ЕГЭ, поскольку она превращает детей в роботов, решающих определенные типы задач, с полным отсутствием аналитики и логики. Но проблема не в детях. За весь период работы в разных школах, я не встретил ни одного специалиста по математики, который сумел бы сам решить все задачи второй части ЕГЭ. По репетиторам не знаю, поэтому умолчу. Также не увидел ни одного педагога, способного решить параметрические задачи, обязательно включаемые в ЕГЭ. Более того, я был искренне удивлен, не увидев ни в одном учебнике школы (Мордкович, Алимов, Никольский и т.д ) даже раздела о параметрических уравнениях (за исключением мелких напоминаний). Выпускники педагогических ВУЗ-ов РФ настолько слабо знают свой предмет, что им нечего передавать ученикам. И сильные ученики это прекрасно знают. Для превращения этих «учителей» в настоящих педагогов, а тем более в универсальных репетиторов по математике, понадобиться еще лет 5-10 работы в школе. А пока они тренируются на наших детях. Мне приходилось принимать экзамены по анализу у студентов 2 и 3 курсов МПГУ. Подготовка 80 % этих будущих учителей была ниже, чем у некоторых старшеклассников. Категория учителя при этом не имеет никакого значения. При такой педагогике абсолютно неважно, сдавать ЕГЭ или использовать любую иную аттестационную форму. С уважением, Э.Г. Артемян.

Уважаемые репетиторы и школьные преподаватели, родители и ученики: присылайте ваши соображения по поводу ЕГЭ или ГИА по математике мне на почту или напишите все, что вы думаете о Едином Государственном Экзамене в окошке отзывов на странице, которые вы видите внизу. Желательно прислать вместе с комментариями свою фотографию любого размера.

С уважением, Колпаков. А.Н. Репетитор по математике в Москве

Страницы: 1 2 Далее

{ 15 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Надежда 4 января, 2012 в 17:01

Имею высшее техническое образование, прихожу в ужас от школьной подготовки. Большинству родителей России не по карману хорошие репетиторы по математике. А идея ГИА , конечно, не так плоха, и готовить на базовый уровень школа обязана- тратятся деньги налогоплательщиков. Если развивается система репетиторства, значит школа не тянет подготовку по стандарту, особенно на периферии. Мне 62 года, я решаю задачи этого стандарта хоть и учили меня давно, а курс алгебры и геометрии не содержал частные теоремы, поэтому на уроках они все доказывались. Менее подготовленные люди не в силах помочь своим близким. Ваш сайт мне глаза открывает на реалии жизни и мне горько за внука.

Светлана 11 января, 2012 в 23:22

Здравствуйте, Александр Николаевич.
Сейчас я занимаюсь составлением программы для подготовки к ЕГЭ. Так я попала на Ваш сайт. Опыта работы со школьниками у меня очень мало (в студенческие годы преподавала в гимназии, но там был совсем иной уровень подготовки).
Поэтому я выскажу свое мнения как преподаватель ВУЗа (я к.т.н., доц., опыт преподавания высшей математики 6 лет) уровень студентов после введения ЕГЭ снизился. Студенты не умеют решать задачи требующие нестандартных подходов. Все только по образцу и алгоритму. А может это мне так везет…

Колпаков А.Н. 12 января, 2012 в 2:00

Да, Светлана, совершенно с Вами согласен. И я о том же говорю. Этот ЕГЭ стремительно разрушает ЛУЧШУЮ в мире систему математического образования. Эта система (еще советской методической школы) работала достаточно эффективно на протяжении многих десятилетий и воспитала огромную армию высококлассных инженеров, программистов и просто математиков. Теперь все наперекосяк. Учебники портят под запад. Макарычева 9 класс переписали на новый лад совершенно бездарно. На прошлой неделе имел удовольствие провести 3 урока с одним учеником, живущим постоянно в Англии. Он приехал сюда на каникулы и был нужен репетитор по математике на неделю. Занимались по их пособию. Ничего более сумбурного и бестолкового в методическом плане я еще не видел. Все темы вперемешку. Алгебра с геометрией в одном флаконе !!! Ужас! На оси абсцисс графика синуса вместо радиан — градусы. Причем в совершенно вольном толковании масштаба осей. Я сначала подумал, что передо мной синусоида с каким-то коэффициентом сжатия :). В заданиях на преобразование графика по рисунку (нужно было сдвинуть его влево на 3 клетки) нет свободного места (клеток слева), чтобы произвести действие и показать результат. Ау, англичане! Если уж Вы предлагаете задание на ГОТОВОМ рисунке, сделайте так, чтобы его не пришлось переносить в тетрадь. Ученику 16 лет, а о синусе знает только то, что так называется КНОПКА НА КАЛЬКУЛЯТОРЕ. Его крайне удивил рассказ про тригонометрический круг и точные иррациональные значения. В Англии учат сразу же все округлять ;))))) И это далеко не отстающий ученик. У него почти максимальный баллом по «английской математике». Вот так. Мы тоже наверное скоро будем учить тригонометрию на кнопках :(. В школах почти перестали учить рассуждать и доказывать.

Михаил 18 марта, 2013 в 9:56

Если ученику требуется репетитор по математике, то зачем тогда нужен учитель в школе??? А если есть школьные учителя, то зачем детям нанимать частных преподавателей??? Когда в классе есть ученик, который нуждается в репетиторе по математике, то наверное надо менять школьного преподавателя!!! Может тогда всех «горе-учителей» выгнать, а на их места пригласить репетиторов??? Другое дело, когда требуется углублённое изучение математики. Тут без дополнительных занятий не обойтись.

Юлия 20 апреля, 2013 в 23:31

На мой взгляд сегодня только ЕГЭ спасобно дисциплинировать выпускников.А так же почувствовать ответственность. Нужно ли возвращаться в советские времена, когда на дворе 2013 год? Бюджет министерства образования нас то не очень радует зарплатами. Чего греха таить, есть возможность зарабатывать частными уроками. Ничего страшного в ЕГЭ нет.

Колпаков А.Н. 21 апреля, 2013 в 1:23

Михаил, Вы говорите о неком идеальном взаимодействии ученика и учителя, далеко не всегда реализуемом на практике. Если бы все было так просто, то в наших школах работали только профессионалы с большой буквы. Тогда, наверное, репетиторы по математике оказались бы на обочине. Но времена великих педагогов прошли. Сегодня качество преподавания математики в значительной части школ упало. Среднестатистических современный подросток учится кое-как и родителям ничего не остается, как принуждать его к учебе через репетитора. Многие дети, особенно маленькие, не воспринимают шаблонные объяснения «для всех» и плавают даже в простой математике. Каждый ученик уникален и имеет свой фундамет способностей и мотивационных механизмов. Ни один педагог, даже высшей категории, не сможет построить урок так, чтобы он имел равную силу воздействия на каждого ученика в классе. Персонализацию заданий и объяснений, которую предложит репетитор по математике, можно сравнить с индивидуальным подбором лекарственных средств, учитывающих аллергические реакции пациента и параллельно протекающие болезни. Вы же не предлагаете лечить всех больных одинаково?

Татьяна 16 мая, 2013 в 17:34

Моя дочь выпускница 2012 года. Меня в ЕГЭ возмущает то, что практически 50 % экзаменационного билета составляют сложные и суперсложные задания, которые репетиторы по математике даже не берутся объяснять. Если нужно выявить математических гениев, то для этого хватило бы и 20 %. А так получается, что если ты просто хорошо освоил школьную программу, то получаешь 50 баллов. Обладатели золотых медалей были в шоке, получив результат 70 баллов. Это буквально раздавило их личное достоинство.

Евгений 1 июля, 2013 в 16:41

Единственный положительный момент в ЕГЭ по математике в том, что он унифицирует вузовские вступительные экзамены. Но при этом, на мой взгляд, ЕГЭ должен быть организован совершенно по-другому. Не должны быть известны никакие конкретные задания (чтобы исключить прямое натаскивание, практикуемое сейчас почти везде). Должны быть известны только темы. Например: уравнения с радикалами, показательно-логарифмические уравнения, свойства окружности, диофантовы уравнения и т.д. Тогда этот экзамен будет в самом деле проверять знания и умения, а не способность к быстрому вызубриванию. Вот тогда, уважаемые господа, мы с вами и увидим, что у нас не (сколько там последний раз было?), а как минимум 50% двоек по математике.

Екатерина 19 октября, 2013 в 23:53

Александр,спасибо Вам за великолепный сайт!Вы — настоящий учитель!

Тамара 8 июля, 2015 в 0:08

Совершенно случайно попала на этот сайт и очень благодарна коллегам за комментарии, вопросы и ответы. Я работаю в Самарской области, учитель высшей категории, областной эксперт по проверке заданий ЕГЭ. В нашей области ЕГЭ с 2002 года. Поэтому есть с чем сравнивать не только результаты, но и построение самого КИМа! Когда показываю нынешним выпускникам КИМы 2002-2005 годов, у них волосы дыбом!! «Что, такие задания были?!» А я отвечаю: » Не только такие задания были, но их выпускники решали и без репетитора по математике получали 96 баллов (у меня). А уж 75 баллов- это было не в диковинку!» Потом решили там, «на верху», что математику не за чем в таком объёме всем знать. И мы имеем то, что имеем. Правда, пришлось и мне статью написать в журнал «Математика в школе», в которой задавала вопрос «Как по достоинству оценить уровень подготовки выпускников»(2013г). ЕГЭ принимаю как должное. Можно много спорить: хорошо это или плохо… НО все чаще вижу не тот результат своей работы и учителя, и репетитора, на какой хотелось бы рассчитывать. Никогда СТОЛЬКО времени не уделяли ученикам 10-11 классов на целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ! (Я имею в виду слабо успевающих учащихся, которые пришли в 10 класс по причине «а куда еще идти?»). Михаил, наверное, в школе не работал, и поэтому искренне недоумевает зачем ученику требуется репетитор по математике, если есть учитель в школе??? Я тоже об этом твержу родителям!! Даже если в классе есть ученик, который нуждается в репетиторе (а такие дети обязательно есть, т.к. в 10 класс идут даже те, кто едва прошел порог ГИА), то при той огромной проводимой мной работе есть реальный шанс получить заслуженный минимум. Но ведь не хотят работать !! Просто не хотят! Родители готовы платить деньги за частные уроки, а наши выпускники ищут любой предлог, чтобы «увильнуть» от выполнения заданий. Какое уж тут творчество! Какой уж нестандартный подход к математике!!! Наши дети перестали рассуждать, перестали искать решение! Думаю, что дело не в ЕГЭ!

Колпаков А.Н. 8 июля, 2015 в 1:01

Уважаемая Томара! Во многом с вами согласен. Позволю себе единственную поправку в той части Вашего комментария, которая касается работы без репетитора. Часто при определенном характере, методиках объяснений и условиях занятий хорошему репетитору по математике спустя какое-то время с момента первого урока удается завести внутренний «мотор» подростка. Смотришь, а он уже пытается самостоятельно думать и с гораздо меньшим недовольством, а иногда и удовольствием) решать задачки. Таких преподавателей мало и к ним, как правило, через сарафанное радио выстраивается огромная очередь.

Леонид 11 августа, 2015 в 18:29

Добрый день! На мой взгляд самое плохое в ЕГЭ то,что он устанавливает нижнюю границу знаний. При том, что по его результатам своеобразно оценивается деятельность репетитора по математике (не сдал — пятно на преподавателе, получил высокие баллы — нормально), а его сдача является условием получения аттестата. Это приводит к тому, что учитель — репетитор сосредотачивается на работе со слабым учеником, вместо того, чтобы работать с сильным. Слабые ученики были всегда, но никогда им не уделялось столько внимания!
Нужно отделить ЕГЭ от выдачи документа об образовании. Не нужно его привязывать к сдаче экзаменов по русскому языку и литературе. Вопрос выдачи аттестата должна решать школа! Все ЕГЭ только по выбору и только для поступления! Прежде всего это позволит уйти от излишней формализации экзамена и снимет напряжение по поводу выдачи аттестата. Кроме того мне непонятно следующее — на примере физики: сдать ЕГЭ по физике может и учащийся, который изучает этот предмет на профильном уровне, и учащийся, который изучает его на базовом. Надо ли потом удивляться массовым отчислениям студентов, востребованности услуг по выполнению курсовых, дипломных проектов, и в конце концов тому что у нас рушатся некоторые сооружения!
Эту проблему тоже надо решать: или учить всех одинаково или привязать сдачу ЕГЭ к профилю. С учетом этих замечаний, думаю, форму ЕГЭ, как вступительного в ВУЗы экзамена, привязанного к школе (а не к ВУЗу) нужно оставить — в этом виде он будет прекрасным ориентиром к росту для лучших учащихся. С уважением, Леонид, преподаватель физики и математики, стаж 30 лет.

Миндовг 20 июня, 2016 в 6:02

Всем здравствуйте!
Уважаемый Александр Николаевич, во первых большое спасибо за такой замечательный сайт, и всей неиссякающей энергией Вам, при дальнейшем развитии вашего сайта. Особо радует Ваша желание и впредь выставлять Ваши учебные материалы по школьно программе.
Теперь про ЕГЭ. Выражая сугубо свое личное мнение, мне хотелось бы обратить обратить внимание на несколько моментов в контексте этого вопроса. Мы хвалим нашу лучшую Советскую математику в мире. Оно было до поры до времени, пока реалии жизни не начали диктовать свои условие. В какой-то момент открылись специализированные школы и лицеи по математике, откуда и началось это разделение на «тех» и «всех». Те, кому посчастливилось, пошли в школы элитные, «для одаренных» (иногда этот дар дается опять таки за плату репетиторам, когда финансовое положение семьи позволяет), ну а остальные учатся, как говорится на «что есть». И мне как родителю, (психологу по образованию), возникает вопрос, о каком солидном математическим образованием может идти речь вообще, в нынешней стандартной в школе? Как ученик вообще может сосредоточится на учебе, когда дети нередко должны терпеть издевательства окружающих, или когда родители даже не смотрят в тетрадях детей. Поэтому, неудивителeн, и сам уровень ЕГЭ по математике. Все типы заданий даны (!), на реальном экзамене почти ничем не отличаются, но повыс уровень сложности, результаты оказались бы куда более печальными.
Теперь по поводу «парня» из Англии, и «синусах» на калькуляторе упомянутым выше. Я сам отец, сына родившегося в Англии. Когда я посмотрел в учебники (если они как таковы вообще там имеются, тоже всерьез ужаснулся. Но там дело обстоит как раз до 16 лет, когда надо решаться идти или нет на так называемый A2 Level (уровень), где некоторые топики из первого а то и из второго вузовского курса математики. И чтобы осилить такой прыжок, без репетитора не обойтись.

Валари 21 ноября, 2016 в 8:42

Не согласна с Михаилом. Возможно Вы не работали с детьми или на периферии. Дети имеют разный уровень математического мышления, а на пмпк родители отказываются от получения справки 7 вида и даже 8 вида, при этом считая, также как и Вы, что только учитель виноват в том, что ребёнок не понимает урок. В классе таких детей со справками от которых отказались бывает до 7 человек и очень трудно дифференцировать занятие под каждого ребенка. Нам, к сожалению, не дают ставить двойку и оставлять на второй год и весь акцент в работе идёт на слабых учеников. Репетитор по математике — удовольствие, которое не многим не по карману и поэтому рассчитывать на дополнительную помощь не удается. Вопрос, что лучше: большие баллы и много двоек или маленькие баллы и без двоек? Мне бывает очень жаль более одаренных детей, когда они ждут более слабых учеников, чтобы задать свои вопросы или работают самостоятельно пока я до них дойду. Согласна с тем что я бы тоже сделала все экзамены по выбору и не привязывала бы к аттестату никакой экзамен. Вот зачем все должны сдавать ЕГЭ по математике? Сидишь и думаешь: «Не справедливо, когда у кого-то на ЕГЭ 2 ученика с высшими баллами, а у тебя 25 со средними или низкими и тебя при этом считают плохим преподавателем математики.

Валари 21 ноября, 2016 в 9:21

Кстати об учителях, которых надо гнать из школ. Их где готовят? В вузах или еще где-нибудь? Так может надо преподавателей гнать, которые готовят плохих учителей?

Оставьте комментарий