Особые вопросы репетитору по математике

На этой странице я отвечаю на разные нестандартные (редкие) вопросы родителей и моих коллег — репетиторов по математике, которые не удалось отнести ни в одну из представленных на сайте категорий. Будут рассмотрены уникальные, странные и нетипичные случаи, которые трудно поддаются какой-либо учебной логике и вызывают недоумение или панику. Как показывает практика, ситуации в индивидуальном преподавании, как и на школьных уроках, могут быть самыми разными и неожиданными. Проблема заключается в том, что выход из них, как правило, репетитор по математике ищет в полном одиночестве. Действительно, в Интернете очень мало сайтов, на которых преподаватель мог бы получить совет по тому или иному сложному вопросу. Данная страница создана для решения такой проблемы. Присылайте описания странных на Ваш взгляд ситуаций. Попробуем в них разобраться. Вопрос можно задать мне лично и некоторым другим репетиторам по математике. Присылайте его на почту или заполните окошко внизу данной страницы. Я постараюсь вложить в советы весь свой опыт практических занятий с учениками.

Вопрос репетитору по математике от Светланы Кузьмичевой.

Уважаемый Александр Николаевич! Случайно наткнулась на Ваш сайт в интернете и хотела бы посоветоваться с Вами по личному вопросу, касающемуся моего сына и изучения математики. Потому как нахожусь в полной растерянности, не знаю, что делать. А Вы, имея опыт репетиторства, возможно, мне объясните.


Дело в том, что мой сын учится в 8 классе, по математике успевал на 4 — 5. Причем учительница, готовя детей к ГИА, обратила внимание, что он очень неплохо решает задачи повышенного уровня, практически на лету. Мы, посоветовавшись с педагогом и решили, что хорошо бы нанять репетитора, именно для того, чтобы обратить внимание на задания повышенного уровня. Сын учится в обычной школе, без профильности и углубленки. Педагог, который его учит, имеет большой стаж и хорошие результаты выпускников на ЕГЭ и ГИА (выше городского). Мы нашли репетитора по математике, человека так же с большим стажем, хорошими результатами и положительными рекомендациями. Все вроде бы на уровне. Репетитор системно подходит к изучению материала, каждое занятие готовится. Но, несмотря на это, после 5 занятий у сына резкий спад, самостоятельные в классе пишет исключительно на двойки, делает глупейшие ошибки. Школьный преподаватель в недоумении. Репетитор дает сыну характеристику как слабому ученику, не имеющему необходимой базы, ни о какой четверке даже речи быть не может. Александр Николаевич, как Вы думаете, с чем связана наша ситуация? Кузьмичева Светлана Алексеевна, г. Мончегорск, Мурманская область.

Мнение репетитора (Колпаков А.Н.)
Ох, неблагодарное это дело – давать советы на расстоянии, но попробую «пережить» Вашу ситуацию.
1) В ГИА нет задач высокого уровня сложности, то есть олимпиадных задач, и успех ученика в классе может казаться значительным только на общем фоне.
2) Дети имеют свойство заниматься не стабильно. Одну тему усвоили, все кажется простым и понятным, но как только характер материала меняется – начинаются проблемы. У Вас сейчас, наверное, пошли квадратные корни – это непростая тема для понимания. Иная фактура материала, иная трактовка понятия «число». Ребенок может и «поплыть». Вообще, понимание некоторых тем по математике (особенно по алгебре) может быть и поверхностным, что не мешает ребенку быстро решать задачи (даже усложненные) и получать хорошие оценки. Если касаться индивидуального преподавания, то могу с уверенностью сказать, что репетитор по математике видит часто то, что не видит школьный преподаватель, ибо в индивидуальных условиях можно значительно расширить спектр решаемых задач и контролировать сам процесс мышления. Поэтому, скорее всего мнение Вашего репетитора по математике соответствуют истинному положению дел. Я бы советовал не торопиться с выводами и дать репетитору время на то, чтобы изменить ситуацию. Пять занятий – небольшой срок. Результат приходит не ранее чем через 1,5-2 месяца при хорошей плотности занятий. Поэтому не спешите с оценками уровня знаний (способностей) ребенка и уровня квалификации репетитора.

Вопрос от Сергея.
Здравствуйте, Александр Николаевич! Нужен Ваш совет. Вопрос довольно общий, и, может быть, он не по теме, но всё же. Дело в том, что я готовлюсь к поступлению в серьёзный математический ВУЗ. Так вышло, что у нас в городе нет достойных репетиторов по математике, никто ничего подсказать не может, поэтому обратился сюда. Учусь решать самостоятельно сложные задачи. Бывает, что возникает такая ситуация, когда кажется, что с точки зрения логики решение абсолютно верное, однако в действительности пропускаю какой-то случай. Не понимаю, что нужно учитывать, чтобы решать сложные задачи так, чтобы абсолютно все моменты был учтены. Такое ощущение, что при подготовке я что-то упустил. И теперь это что-то мешает решать задачи абсолютно правильно. Даже когда получаю верный ответ, меня всегда берут сомнения, а правильно ли всё было сделано, ничего не упущено ли Конечно(один раз выяснилось даже, что упустил). Это создаёт психологические трудности. В целом я отмечаю значительный прогресс за полгода работы, но понимаю, что могу двигаться намного быстрее. Надеюсь, Вы сможете примерно посоветовать, в общих чертах, что может являться причиной таких ситуаций. Заранее большое спасибо!

Колпаков А.Н. Насколько я понимаю, за математику всерьез взялись совсем недавно? Возможно, отчасти, в этом и заключается проблема, так как задачи базового уровня не предполагают рассмотрение всех случаев (особенно по геометрии). Лучше понять предмет позволяют доказательства фактов и теорем, в которых как раз довольно часто реализуется пересмотр всех возможных случаев. На расстоянии сложно дать конкретный совет. Надо смотреть Ваши ситуации и разбираться. Конечно, исключить неуверенность в задаче можно только убедившись в том, что верен каждый шаг. Если рядом находится репетитор по математике, то эта проблема, как правило, снимается. На худой конец, посадите рядом с собой хотя бы какого-нибудь репетитора, мало-мальски толкового, чтобы он хотя бы проверял Вас на каждом этапе решения. Он может не владеть искусством объяснять непонятное и не уметь выстраивать методически правильную линию работы с Вами, но он хотя бы будет Вас контролировать.

Вопрос к репетитору по математике от анонимного посетителя.
На вашем сайте увидела, что вы любите методичку Плехановской академии. Я слышала о ней, но длительное время не могу найти. Не могли бы вы подсказать, что она из себя представляет и где ее можно приобрести. Если у вас есть лишний экземпляр, буду очень признательна если продадите. Заранее спасибо.

Колпаков А.Н.
К сожалению, тотальное внедрение ЕГЭ по математике практически задушило инициативу большинства сильных ВУЗов по составлению и изданию собственных конкурсных и учебных материалов. Богатейший арсенал интересных и методически эффективных подборок задач с ВУЗовских вариантов сегодня можно отнести в категорию «искусство и коллекционирование». Почти вся конкурсная математика в последние годы стала активно переписываться под стандарты ЕГЭ, иначе ее просто не будут покупать. Действительно, зачем издавать классические сборники задач, если родители покупают своим детям в только брошюры МИОО и ФИПИ? Мне нравилась не только Плехановская методичка. Была неплохая книжка от МАИ. Раньше почти каждый ВУЗ издавал уникальные экзаменационные варианты и преподаватель мог выбирать из них то, что подходит для конкретной цели и конкретного учащегося. Современные дети с большой неохотой соглашаются решать с репетитором по математике что-либо, идущее в разрез с типовыми ЕГЭ заданиями. Эти проблемы не могут не волновать хорошего репетитора, думающего не только о сдаче ЕГЭ, но еще и о том, как его ученик пройдет первую сессию в своем ВУЗе. У меня нет лишнего варианта Плехановской книжки, а тот, что есть уже начал разваливаться. Где бы найти время для перевода задач в электронный вид? Если бы какой-нибудь репетитор по математике взялся перенести это в компьютер, я был бы ему безгранично признателен. Задачи из Плехановской методички Вы можете найти в дидактической части некоторых учебных страницах моего сайта.

Вопрос репетитору по математике от Кругликова Андрея.
Здравствуйте, Александр Николаевич. Занимаясь поисками учебников по в интернете наткнулся на ваш сайт, и решил обратиться к за помощью. Мне по будущей профессии очень нужна математика, а я ее совершенно не знаю. Вот и решил летом, пока каникулы, начать «нагонять» школьную программу, чтобы дальше учить высшую математику. Не могли бы вы подсказать источники, в которых все было бы наиболее понятно расписано? Конечно, было бы лучше обратиться к квалифицированному специалисту — репетитору по математике, который бы это все объяснял в индивидуальном порядке, но материальное положение не позволяет. Заранее благодарен.

Ответ репетитора (Колпаков А.Н.)
Одного желания изучать математику мало. Как правило, начального запала (особенно при нулевых параметрах познания) хватает лишь на пару недель. Максимум на месяц. Без участия в учебном процессе какого-либо внешнего стимулятора — организатора (в лице школы или хотя бы репетитора по математике) идея «сдвинуть горы» заглохнет точно. Математика должна идти вслед развитию человека и изучаться непрерывно, начиная с малых лет. В этом случае у ребенка формируется ощущение некоторой естественности и близости используемых правил и постулатов, символов и понятий, многие из которых закрепляются исключительно практическим применением (до 6 — го или даже до 7 класса включительно). Кроме того, невозможно серьезно изучать алгебру с геометрией параллельно какому-либо отвлекающему (затратному по времени) виду деятельности (в Вашем случае — работе). Особенно тогда, когда конечная цель — высшая математика. Чтобы более-менее комфортно себя чувствовать при работе в общими алгоритмами придется напряженно поработать не один год с простейшими. Вы готовы к таким жертвам? Учебники нужны самые обычные школьные, но идти по ним можно с удвоенно-утроенной скоростью (по сравнению с предполагаемыми возрастными соответствиями). То есть, если ученику 7 класса для усвоения какого-нибудь материала нужно 3-4 урока, то подготовленному взрослому часто достаточно только одного занятия. Нет толковых книжек серии «Алгебра для чайников» или «Математика с нуля без репетитора». Рано или поздно Вы наткнетесь на что-либо непонятное и не сможете двигаться дальше.

Письмо от Анны, начинающего преподавателя математики
Здравствуйте, Александр Николаевич! Я учусь и работаю в Лицее РАО академика Щетинина Михаила Петровича. Возможно, Вы слышали о нашей школе. Мы занимаемся разработкой новой системы образования (наша Школа создавалась как продолжение госпроекта, порученного Михаилу Петровичу — «Школа третьего тысячелетия», под проблему вырождения нации ещё в 1979г.) У нас нет классов и уроков. Есть разновозрастные группы и занятия..., методика погружений (то есть один предмет проходится в течение 5-7 дней, потом также другой. В году по нескольку «кругов» математических, биологических, химических... и т.д.)

Меня очень волнует современная ситуация в образовании, особенно в математическом образовании. Волнует страх, который есть во многих детях перед математикой и очень низкий уровень подготовки в целом по стране. Во многом через математические знания сейчас дифференцируют детей, ведь математическое и логическое мышление формируется ещё в дошкольном возрасте. А потом на этом строится всё дальнейшее образование, воспитание...это особый образ мысли... умение видеть главное, обобщать, правильно делать выводы, ориентироваться в ситуациях. Дети разные и все талантливые, но как преподавателю помочь этот талант раскрыть? Очень рада, что нашла Ваш сайт.

Я начинающий преподаватель. Откровенно говоря, не хватает, порой, совета опытного математика, пусть репетитора, человека мыслящего, включённого в ребёнка, постоянно ищущего. Может быть, после прочтения этого письма, у Вас вдруг появятся какие-то советы для меня. Буду очень благодарна!

Колпаков А.Н.
Анна, Вы все очень верно подметили. Действительно, в современной системе обучения математические знания больше требуют с детей, чем дают. Сегодня общение ребенка с более-менее содержательной математикой в основном сводится к самостоятельному участию во всякого рода олимпиадах (по ходу учебы) и попыткам штурмовать самые сложные задачи ГИА и ЕГЭ. В эту же группу испытаний отнесем вступительный экзамен в МГУ. И все!!! В школах дети редко раскрываются и поэтому ходят к репетиторам по математике за «сверхзнаниями». Ситуацию очень сложно изменить, ибо классы переполнены, а педагогический состав на 70% не потянет добавление программе «градуса крепости». Даже если уровень педагога высокий, а в классе 2 человека (как у одного моего ученика из школы Олехника), то все равно преподаватель математики один.

Два ребенка — это как две гоночные машины, которые могут иметь очень близкие ходовые характеристики, но с течением времени, всегда показывают разные результаты. Кто то хоть немного, но отстанет. Также и с математикой, только преподавателю приходится притормаживать того, кто «улетел» вперед. Убежден, что максимальный рост способностей ребенка возможен только при наличии грамотно построенной индивидуальной программы (прежде всего ее дидактической части) и желании трудиться. Школа априори не предназначена для реализации задачи максимального раскрытия конкретных ученических способностей!!! Увы!!! Как бы наши уважаемые госчиновники ни пытались ее реформировать! Следить за успехами и неудачами школьника нужно фактически ежесекундно и постоянно корректировать программу в зависимости от проявляющихся проблем. Думаю, что только опытный преподаватель способен адекватно выполнить эту сложную задачу.

Просьба к репетитору по математике от Светланы.
Прошу Вас как можно более подробно объяснить тему «Достаточный признак существования экстремума функции по высшим производным». Это вопрос в билете по высшей математике (экзамен). В интернете и учебниках конкретно такой формулировки вопроса нет, может я что-то недопонимаю. Прошу помощи с ответом на данный вопрос экзамена.

Мой комментарий
Светлана, а как Вы представляете себе изложение «подробных объяснений» целого параграфа учебника в формате сайта? Во-первых, это сложно технически, во-вторых очень затратно по времени, а в-третьих безадресно в плане индивидуального понимания. Для решение вопросов глобального характера как раз и предназначены репетиторы. Предположу, что по математике у Вас дела идут не очень хорошо в целом, ибо каждый мало-мальски знакомый с ее методами ученик понимает, что вырывать одну тему из логически связного контекста — это все равно лечить больного наугад подобранными лекарственными средствами, или пытаться вставить фару от автомобиля одной марки в автомобиль другой марки.

{ 37 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Инна 26 декабря, 2011 в 20:16

Здравствуйте, Александр!
Меня зовут Инна Фельдман, я Ваша коллега репетитор по математике (из компании Ваш Репетитор). Я тоже решила сделать свой сайт, но у меня никак не получается вводить математические формулы. Я установила плагин WP Math Publisher, но у меня все равно не получается.
Можно Вас попросить написать, или прислать ссылку — как Вы вводите математические формулы?

Колпаков А.Н. 27 декабря, 2011 в 3:35

Здравствуйте, Инна! У меня математические формулы вводятся не через Publisher, а через специальный плагин La-Tex. Он же работает в он-лайн тестах (на странице подготовки к ЕГЭ). Плагин бесплатный и его легко найти в интернете по поиску.

Наталия 27 июня, 2012 в 18:19

Здравствуйте, Александр!
У нас критическая ситуация одним вопросом не обойдешься, можно ли организовать ряд последовательных занятий, в ближайшее время. Возможен ли индивидуальный подход? О нас: сын студент 1 курса «прикладная математика» проблемы: аналитическая геометрия и математический анализ. Спасибо. Будем благодарны. Наталия.

Колпаков А.Н. 28 июня, 2012 в 0:58

Я летом Москве только в субботу, в воскресенье и в понедельник. Остальные дни на даче. Вам вероятно нужны срочные занятия, а мне бы не хотелось менять летний график. Так что только в выходные. К прикладной математикой предпочитаю не подходить, по математическиому анализу в принципе можно. Что касается индивидуального подхода — по другому и не занимаюсь. Звоните!

Лилия 24 сентября, 2012 в 19:49

Здравствуйте, ув. Александр Николаевич! Чисто случайно нашла Ваш блог в интернете. Очень хотелось бы узнать ваш совет по этому поводу:
Девушка, 9 класс, учусь в физ- мат школе, есть призовые (городские олимпиады и математические бои). С нового учебного года поменяли учителя по математике, и ее новая методика не совсем устраивает (натаскивание слабых учеников на однотипные задачи, слишком ускоренный темп изложения, запрещено задавать вопросы учителю, мало времени для осмысливания и т.д). Образовались «туманные места».
1)Родители решили нанять репетитора по математике. Тут лучше брать школьного учителя или преподавателя ВУЗа?
2)Какой график занятий будет наиболее оптимальным для самостоятельного изучения предмета (т.к. классная работа сводится к объяснению 2х-4х номеров, а в параграфе их 40, и все остальное — дают домой.)?

Лариса 24 декабря, 2012 в 11:45

Здравствуйте Александр Николаевич. Я — репетитор по математике, и у меня такая проблема: всего за 2 года работы учителем у меня накопилось очень много материала, но как-то систематизировать его не удается, пытаюсь сортитовать по классам, по темам, но как-то не очень получается, постоянно что-то забывается, теряется и т.д. Скажите, а как с этим справляетесь вы?

Александр 24 марта, 2013 в 12:08

Здравствуйте. У меня такая ситуация: мне 22 года, среднее образование. В школе учился плохо, прогуливал, в общем, было не особенно интересно. Математика пострадала очень сильно. Сейчас решил заняться самообразованием. По сути заново пройти школьную программу. Решил начать повторение с 9 класса (попробую решать тестовые задания и билеты) и далее пока не возникнет трудностей. Что вы мне можете посоветовать(материалы для самостоятельного изучения, какие-нибудь экспресс-методики)? Спасибо за внимание.

Людмила 5 ноября, 2013 в 17:04

Здравствуйте!
На Вашем сайте представлены наглядные модели многогранников. Вы их делаете сами или где-то приобретали? Возможно ли приобрести еще один такой комплект?

Колпаков А.Н. 5 ноября, 2013 в 17:41

Суровые условия у Вашего нового учителя. Особенно смущает сочетание натаскивания с ускоренным темпом изложения. Преподаватели ВУЗов могут подойти школьнице разве только в период подготовки к ЕГЭ по математике. В 5 — 9 классах вряд ли стоит на них нацеливаться. Слишком разные они — школьники и студенты. График зависит от Ваших возможностей и нагрузки ученицы. В среднем хватает двух раз в неделю (при отсутствии значительных «туманных областей»)

Колпаков А.Н. 5 ноября, 2013 в 17:46

Справляюсь, но с трудом. Все равно к каждому занятию приходится готовиться отдельно и подбирать задачи. У меня несколько огромных папок с листочками, на которых записаны дополнительные задачи по математике для большинства разделов. Пересматриваю к каждому уроки и дергаю оттуда материал для урока. Кроме того, часто сам состалвяю упражнения, благо на это пока хватает репетиторского интереса и соответствующих знаний.

Колпаков А.Н. 5 ноября, 2013 в 17:51

Уважаемый Александр! Без очного тестирования сложно посоветовать что-то определенное. В большинтсве случаев требуется взять более ранний старт, чем 9 класс. Вспомните сначала 6 класс, уделяя повышенное внимание темам «действия с дробями» и «отрицательные числа».

Колпаков А.Н. 5 ноября, 2013 в 17:56

Некоторые секреты производства моделей у меня раскрыты в специальном разделе, посвященном моделям. Перейдите в него по соответствующей ссылке с главной страницы. Разработка моя и ее главной особенностью является использование специальных пластиковых крепежей, купленных в обычном строительном магазине. Но тех, которые подходили бы по форме и размерам я уже давно в продаже не вижу.

Колпаков А.Н. 5 ноября, 2013 в 18:12

Да, Людмила, я их делал сам. Обо всем читайте на страницах сайта. Летом мне предлагали купить нечто похожее, но запущенное в «серийное» производство (контора располагается то ли в Екатеринбурге, то ли в Нижнем Новгороде — уже не помню). Но цены меня убили. Несколько тысяч рублей за одну модель. Но дельги это еще не все. Они закрытые (прозрачный пластик или какое-то стекло), что не позволяет работать с ними также, как с моими «монстрами». Заинтересовавшийся репетитор по математике купит соответствующие стеклянные образцы и просто поставит их на полку для украшения интерьера рабочего кабинета. Единственным выходом является покупка всего модельного ряда (благо он очень большой и охватывает половину всех имеющихся в школьной дидактике компоновок стереометрических объектов), но тогда придется раскошелиться на сумму порядка 150 — 200 тысяч рублей.

Юлия 21 декабря, 2013 в 21:35

Почему на главной странице написано, что ваш опыт работы составляет 18 лет? Ведь уже 21? Выражаем вам огромную благодарность за вашу работу.

Колпаков А.Н. 22 декабря, 2013 в 3:28

Да, уже более 20 лет репетиторства. Вывеска не менялась с момента создания сайта и ее давно пора обновить. Спасибо за наблюдение. Подправлю в каникулы.

Dina 19 января, 2014 в 18:23

Здравствуйте. Я ученица 11 класса. До 6 класса нормально знала математику. В 6 классе начала колебаться на дробях, стеснялась спрашивать непонятное у учителя и с тех пор совсем запустила математику. Сейчас даже немного позабыла из того, что знала в 5 классе. Всегда очень хотела хорошо знать предмет. Зайдя на сайт, я сначала подумала, что репетиторство по математике идет через переписку, но походу поняла что это не так. Я не из Москвы. В моем городе нормальных и, тем более, профессиональных репетиторов нет. Решила заняться самообразованием. Что можете мне посоветовать?

Колпаков А.Н. 20 января, 2014 в 1:43

Уважаемая Дина!!! Самостоятельное обучение, как правило, приносит плоды только при выполнении сразу нескольких условий. В первую очередь это наличие способностей к математике и достаточной начальной базы знаний / умений, необходимых для чтения математических текстов. Объяснения в напечатанном виде, как правило, значительно хуже живого слова. Для неподготовленного человека они и вовсе покажутся «Филькиной грамотой». Еще нужны качественные пособия и задачники, отвечающие текущим учебным запросам. Кроме перечисленного важно иметь огромную силу воли и способности к самоорганизации. В системе частных уроков репетитор по математике воссоздает особый микромир, погружаясь в который ученик (пусть даже в несколько гипертрофированном виде) начинает чувствовать потребность в получении знаний. Его в любой момент могут спросить, у него всегда есть Д/З, которое он должен сделать. Он решает задачки и знает, что кто-то (в нашем случае тот же репетитор по математике) обязательно проверит его работу. Вокруг таких занятий по математике бурлит жизнь, полная встреч, забот и достижений, радостей или разочарований. Параллельная работа репетитора, являющегося катализатором учебы, ко многому обязывает ученика. Сможете ли вы создать искусственно эти условия сами для себя — большой вопрос. Обычно запала хватает на месяц. А потом Вы скажите «Да ну ее — эту математику». На 50% самообучение сравнимо с самолечением (только без последствий для здоровья). Вы не будете знать, в каком объеме останавливаться на темах и с какой интенсивностью решать задачи. Индивидуальный план может составить только квалифицированный человек: репетитор / преподаватель. Поэтому ищите педагога — математика. Хотя бы какого-нибудь. Пусть это будет скайп (на худой конец). P.S. Как можно было подумать об обучении на письмах? Репетитор по математике через переписку это даже не скайп, а какое-то извращение / баловство.

Денис 10 февраля, 2014 в 2:15

Здравствуйте, я не репетитор по математике, но учусь на физтехе и сейчас готовлю своего кузена к поступлению в 5 класс курчатовской школы. Нашел несколько вариантов заданий, в том числе и на Вашем сайте, за что сердечно Вас благодарю. Но остается один вопрос: «Какую часть варианта курчатовской олимпиады по математике нужно решить правильно, чтобы полученный бал считался достаточным для поступления?» Подскажите сколько задач обычно удается решить школьникам за отведенное время? А то я не пойму на сколько серьезно надо готовиться. Заранее благодарен.

Колпаков А.Н. 10 февраля, 2014 в 5:57

Уважаемый Денис! Конечно, надо готовится серьезно. И не только для целей поступления, но и для успешной учебы в дальнейшем. Мой опыт в работе с 1189 говорит о достаточно низком начальном олимпиадном уровне знаний 70% курчатовских четверокласников. Многие дети приходят совсем «сырые» и уже через репетитора по математике знакомятся с олимпиадным материалом. Далеко не у всех твердая «5» по программе, поэтому приходится уделять время еще и школьным задачам. Проходной балл для поступления в 5 класс Курчатовской школы (как и на любом другом экзамене) в конечном итоге зависит от состава участников олимпиады и, соответственно, от показанных ими результатов. По моим статистическим набллюдениям для успеха по математике обычно хватает 4 задач из 6, если не подведет русский язык. Один мой ученик 2 года назад, к сожалению, не поступил в Курчатовскую школу только потому, что завалил русский. Обидно, ибо за математику он получил очень хороший балл.

Екатерина 12 марта, 2014 в 13:50

Здравствуйте! Вы пишите в одном из ответов, что школа не призвана раскрывать способности человека (ребенка). Тогда как же, по-Вашему, можно раскрыть способности — хотя бы для того, чтобы не промахнуться с выбором профессии? Ведь нет неспособных детей, а есть нераскрытые способности?! Если не учителя, то кто?

Колпаков А.Н. 13 марта, 2014 в 1:04

Это очень сложный и часто индивидуально решаемый вопрос. Раскрытие способностей — результат удачного совмещения нескольких благоприятствующих процессу обучения условий. Велико влияние мотивационной составляющей (ребенок сам должен захотеть раскрыться), а также соответствующих нейро-физиологических параметров работы мозга. Ведущую роль в раскрытии способностей играет организация занятий и система заданий, которая в школах дается единообразно для всех. Найти оптимальную планку по уровню сложности и скорости изучения материала можно только контролируя ученика индивидуально. Хорошему репетитору по математике при наличии желания подростка заниматься предоставляются все возможности по созданию идеальных условий развития. И если бы не перегруженность современного школьника и заниженная мотивация большинства детей к самостоятельному приватному обучению, то мой ответ был бы однозначен — только репетитор по математике. Несмотря на то, что по всем утверждениям педагогической науки школа должна выполнять возложенную на нее задачу, в реальности этого не происходит. Я имею возможность измерять соотношения между реальными знаниями и потенциалами приходящих ко мне учеников. Что то не очень они в школах раскрываются. Отчасти это обусловлено кадровыми проблемами. Спектр учителей с большой буквы узок, а спект детских проблем и интересов очень широк. За каждым не уследишь. Что касается главного — интереса к математике, то он должен подогреваться красивыми и усложненными задачами, например олимпиадными. Естественно школьным учителям до них практически нет никакого дела. Иных забот хватает: угнаться бы за программой. Преимущество школы перед репетиторами состоит только в официальном характере обучения, который отчасти проявляется как некий «карательный мотиватор». Действительно, кому хочется получить неаттестат? Надо сказать, что школа организует не только ребенка, но и родителей, не позволяя последним ограничивать учебные программы и манипулировать расписанием проведения занятий. Все заинтересованные в качестве своей работы репетиторы по математике мечтают о таком сотрудничестве.

Лилия 16 августа, 2014 в 8:40

Здравствуйте, Александр Николаевич!
Хотелось бы узнать: Вы сами изготавливаете модели пространственных тел или приобретаете их готовыми. Если это первый вариант, то из чего вы их делаете, как крепите сечения, прямые, пересекающие ту или иную плоскость многогранника? Это вопрос меня интересует как репетитора по математике, так как вижу большие трудности у учеников со стереометрией 10 класса; наглядность, конечно, здорово облегчает видение пространства.

Колпаков А.Н. 17 августа, 2014 в 20:16

О моделях я уже писал неоднократно. Внимательнее читайте соответствующие материалы и комментарии. Да, делал сам, своими руками. Для демонстрации метода крепления сечений изучите видео на страничке, на которой рассказывается о моделях. На нее ведет ссылка с главной страницы сайта.

Гаджиев 27 декабря, 2014 в 0:41

Подскажите,пожалуйста,как научится писать на компьютере
математические тексты? Нужно скачать какую-то программу?

Колпаков А.Н. 27 декабря, 2014 в 1:54

У меня стоит отдельный математический плагин La-Tex, преобразующий формулы, написанные в обычном текстовом редакторе специальными командами, в соответствующие структуры и символы. Если Вы наведете курсор мышки на любую из них — откроется текст исходника. Отмечу, что составлять длинные математические конструкции в такой редакции — весьма нелегкий труд. Особенно утомляет большое количество скобкок. Гадость еще и в том, что плагин не работает ни с какими символами в русском регистре. Даже если я в режиме RUS впечатаю не букву, а ЧИСЛО — слетит вся формула. Тоже самое с точками, запятыми, знаками » / » и » \ » и др. Порой из-за исправленного знака не в том режиме приходится перенабивать все заново. Ох, тяжела доля репетитора по математике — редактора!

Руслан Иванович 10 августа, 2016 в 5:05

Здравствуйте, Александр Николаевич! Практикую индивидуальные занятия не очень давно. Испытываю жуткий дефицит общения с другими репетиторами по математике (каждый сам за себя и они недосягаемы; для меня это просто жуть!). На виду только самореклама в сети. Не могли бы вы выслать мне на email какое-нибудь письмо, чтобы можно было с вами по переписываться неназойливо и свободно поговорить о проблемах репетиторства и поделиться опытом. Мы же все-таки не арбузами торгуем. Спасибо.

Колпаков А.Н. 10 августа, 2016 в 8:48

Здравствуйте, Руслан Иванович. Мой email висит на всех страницах сайта в средней колонке под фотографией. Пишите на alex36@mail.ru

Светлана 27 августа, 2017 в 5:35

Здравствуйте Александр Николаевич! Очень надеюсь на Ваш совет! Дело в том, что сын учится в 8 классе (пойдет сейчас). И я не могу понять в чем проблема у него с алгеброй. Склоняюсь к мысли, что врожденное непонимание математики как таковой. В школе оценки 3-4, но это уровень 2-3 по моим ощущениям. В школе объяснения часто не понимает с первого раза до конца. Надо чуть медленнее и подробнее объяснять, дома читаем. Но это бы ладно. Проблема не в этом. Он все очень быстро забывает! Ну или еще что-то происходит, но не знаю что. Вроде помнит, но все путает. Пытались вспомнить на днях задания «упрости выражение и реши». Дано выражение с переменными, надо упростить и потом подставить числа. Полный бардак в голове. Умножая 2х на 2х может написать ответ 4х, а может 2х в квадрате или даже в кубе. Может просто сложить. Показывала формулы, объясняла разницу сложения и умножения с переменными, все сделает. Через два дня в голове путаница, а через неделю по новой надо напоминать. При этом же решал как-то в прошлый год на уроках. Периодически были ошибки, порой хорошо шло. Тоже самое с использованием формул сокращенного умножения — то видит их в задании, то через неделю уже ничего не видит. Это такая короткая «математическая» память? По другими предметам память вроде нормальная, например, по английскому сдает экзамены на отлично, историю, биологию помнит. С геометрией тоже нормально (относительно конечно, не на 5, но на 4 с минусом работы решает, сам как-то размышляет, но опять только по образцу ранее решенных задач!), с задачами по алгебре лучше чем с выражениями — простые решает, сложные (где есть что-то новое, не решаемое ранее) «тупит» конечно. Может быть вы сталкивались с подобными проблемами и посоветуете какую-то методику? Хочется хотя бы базовый ЕГЭ сдать хорошо. Пошли в прошлый год к одному репетитору по математике, у нее какая-то методика «алгоритмами». Вроде пошло и до сих пор даже помнит то, что успели тогда пройти (раскрытие скобок и модули). Но через два месяца занятий она сказала, что не может заниматься по здоровью, я же теперь думаю, что может она увидела, что он не сможет потянуть математику, что это «не его»? :( Помогите пожалуйста советом, куда двигаться, как обучать? Может есть какие-то методики по занятиям с такими вот «не математическими» ребятами? С уважением, Светлана.

Колпаков А.Н. 12 сентября, 2017 в 7:51

Ситуация довольно распространенная. Есть категория учеников, которым нужны непрерывные занятия с репетитором по математике. Мозг спит и его приходится постоянно запускать в работу «внешней силой». Касаемо алгебры и тех ошибок, о которых Вы написали: скорее всего проблема уходит корнями в 5 — 6 класс, а именно в недостаток вычислительной практики. Если бы толковый репетитор по математике регулярно контролировал ребенка в этом возрасте, он бы обращал внимания на важные свойства произведения и суммы чисел, которые в старших классах просто обобщаются и используются на переменных, обозначающих числа. Для того, чтобы сейчас восполнить пробелы, нужна четкая система заданий и пояснений, коротких и ясных, не путанных. Плюс система регулярных упражнений на повторений (и по теории, и по практике). Прочтите мою статью об оптимизации заданий по математике. В одну задачу/номер включается сказу несколько изучаемых навыков и операций. И так в течение долгого времени. Эта форма работы довольно трудоемка. Поэтому на подобный уровень можно рассчитывать только в случае сотрудничества с заинтересованным в финансовом плане и опытным репетитором по математике. Не студентом и технарем.

Анастасия 10 июня, 2018 в 5:15

Александр Николаевич. доброго времени суток.
Читаю Ваши рекомендации, ответы на вопросы. Ваш опыт репетитора невероятно богат, а знания и умения поражают воображения. Не возникало ли у Вас желания выпустить книгу с методическими рекомендациями по отдельным областям? Не те, сухие и мало отличающиеся от текста учебников, а аналогичное тому, что Вы выкладываете на сайте? Прочитала Ваши рекомендации по работе с тригонометрическим кругом, показала ребенку. Понял и появился интерес! А до этого от одного слова Тригонометрия его трясло, а перед решением любого уравнения впадал в ужас. Я не могу позволить себе занятия с репетитора по математике в виду отдаленности проживания, но сама стараюсь пояснять и помогать по мере возможностей, а Ваш сайт для этого хорошее подспорье. Если бы Вы задумались над изданием книги, то полагаю, что нашелся бы редактор, взявшийся за издание, а книга бы долго не залежалась на полках.
Спасибо Вам за труд и щедрость, с которой Вы делитесь плодами Вашего труда.
С уважением,
Анастасия

Колпаков А.Н. 3 сентября, 2018 в 19:28

Здравствуйте, Анастасия. Некогда да и не выгодно мне еще и книгу писать (с учетом весьма незначительный интерес к столь специализированной литературе). Сейчас больше сайт читают и принимают на вооружение, чем скупают книжки.

Мария 5 сентября, 2018 в 3:33

Здравствуйте, Александр Николаевич!
Я тоже репетитор по математике, работаю с детьми с 5 по 11 классы, готовлю к экзаменам. Очень нравится Ваш сайт, Вы действительно тот человек, тот преподаватель, у которого хочется учиться, перенимать опыт. И сейчас очень хочется Вашего профессионального совета. В августе я начала заниматься с девочкой из 6 класса, раньше она еле училась на «тройки», плохо «тянула» математику. Мы с ней вместе за эти два с половиной месяца смогли не только добиться больших успехов — теперь она понимает, решает многие задания, за которые раньше даже не бралась, выполняет классные и домашние задания на 4 и 5, но и полюбила математику — всегда с радостью приходит на занятия и с интересом учится. Но у нас очень большая проблема — все контрольные работы у нее на 2/3. Причина в волнении — очень переживает моя ученица и оттого такой результат. И за четверть у нас в этот раз вышла «тройка», ведь смотрят на контрольные прежде всего. У учитель ее школьный заметил, как хорошо она стала заниматься, и я вижу результат своих трудов, и меня это очень радует, но как только контрольная — у нас двойки из-за этого волнения, и что делать тут не знаю. Посоветуйте, пожалуйста.

Колпаков А.Н. 7 сентября, 2018 в 8:07

Здравствуйте! А вы видели эти контрольные? Там действительно те же задания, что ученица решала с репетитором по математике? Иногда преподаватели в школах бесцеремонно дают контрольные в разрез отработке определенных типов зданий на уроках. Если без сюрпризов, то проблема либо чисто психологическая и надо стараться внушить ребенку мысль, что все не так страшно, либо есть недостаток в практике. Возможно у нее еще низкая скорость решений и размышлений и надо работать над ее ростом. Часто ребенок, выполняя задание медленно, понимает, что не успевает, от этого начинает нервничать и еще больше осознает что не успевает, и еще сильнее нервничает.

Марина 7 сентября, 2018 в 8:14

Добрый день, Александр Николаевич! Подскажите, пожалуйста, как лучше проводить занятия по математике с учеником 7-го класса, если он по болезни пропустил всю первую половину 6-го класса (дроби и др.). Сейчас, в основном, приходится помогать в выполнении текущих домашних заданий. Попутно проходим дроби. Но эти знания закреплять некогда, хотя занимаемся два раза в неделю по полтора часа. Стоит ли, например, заниматься интенсивно (почти каждый день) на каникулах по рабочей тетради для 6-го класса? Как одновременно ученику осваивать материал за оба класса? Репетитор я не профессиональный, в качестве волонтёра помогаю мальчику из детского дома. Парнишка способный, хочет учиться, сам просит домашние задания. Но пробелы огромные. Посоветуйте, что можно сделать. Спасибо за полезную информацию на Вашем сайте!

Колпаков А.Н. 7 сентября, 2018 в 8:28

Здравствуйте, Марина! Весь 7 класс и особенно начало года — благоприятный момент для вычищения пробелов. Нет фатальной запущенности, часть задач (текстовые на дроби, например) выключены из текучки. Геометрия еще не набрала оборотов и не сильно беспокоит репетитора по математике новым материалом. Просто надо набраться терпения и работать над 6 классом. Не такой уж там большой отрыв (если дело касается только обыкновенных дробей и нет проблем глубже) и при грамотной работе легко нагнать упущенное за пару месяцев, убирая из планов не критичные темы. Проблемы могут только перекинуться на отрицательные числа (темы же связаны). Идеальный вариант занятий — через день. Сегодня у репетитора по математике — завтра сам с выполнением заданий. Послезавтра репетитор, а после послезавтра опять сам. Просто «мечта поэта» :), а не график. Рабочие тетради я бы не рассматривал. Там уже больно много лишнего для Вашей учебной ситуации. Вам нужно, прежде всего, отработать тот материал, который в данный момент потребуется в 7 классе. Это арифметические действия на все дроби, буквенные выражения и линейные уравнения. При определенном умении репетитора грамотно обобщать свойства и правила, можно рассчитывать на подъем ученика.

Майя 25 сентября, 2019 в 15:07

Здравствуйте, у нас репетитор по математике один раз в неделю, готовимся к ЕГЭ, я вот думаю, может обратиться еще к другому репетитору , чтоб два занятия, но у разных или к одному и тому же, но два раза? Заранее благодарю за ответ.

Колпаков А.Н. 28 сентября, 2019 в 5:55

Здравствуйте, Майя! Нет, конечно. Если Вас не страивает текущий репетитор по математике — поищите нового. А сразу 2 разных преподавателя — это крайне неудачный выбор. Представляете, если у этих репетиторов окажутся разная методология работы (способы объяснений, предпочтения к тем или иным алгоритмам решений, разные требования к оформлению, разные виды доказательств по разным программам). А еще и задачи могу совпадать. И Ваш ребенок будет вникать в одно и тоже с разных колоколен, повторно решать одинаковые задачи. Категорически не советую. Тут у одного то репетитора могут возникнуть разногласия со школьными Макаренковыми, а Вы хотите внимание ребенка еще больше рассеять. Не советую.

Оставьте комментарий