Окончание занятия

Ближе к окончанию занятия с репетитором по математике ребенок, как правило, устает. Поэтому, последние 10-15 минут, я стараюсь и нагрузку давать ему соответствующую. Самые сложные комбинированные задания мы, обычно, решаем в середине урока, а ближе к его концу ученику предлагается самостоятельно решить несколько простых задач на закрепление понимания базовых алгоритмов. Я стараюсь не давать под конец урока новый материал и выбираю задачи, не требующие громоздких вычислений и многоэтапных преобразований.

Я стараюсь использовать каждую минуту времени, отведенного мне на урок. Поэтому, даже если остается 5 минут до его окончания, которых недостаточно для решения очередной задачи — мы работаем устно. Повторяются формулировки теорем, правил и свойств, изученных не только на данном уроке, но и на предыдущих.

Применяются две формы устной работы на закрепление пройденного. Репетитор по математике может передать инициативу ученику и попросить его кратко пересказать то, что было изучено на уроке. Можно помочь ему перечислить пройденное при помощи общих вопросов: какие фигуры мы сегодня изучили? Какие у них свойства и чем они отличаются от ранее изученных? Какие теоремы и формулы использовали при решении задач? Какие преобразования научились выполнять? Если ученик слабый и не разговорчивый, то репетитор должен сделать этот обзор самостоятельно. Можно вызвать ребенка на диалог при помощи прямых и простых вопросов по конкретным теоремам, свойствам или определениям. Например: назови теорему Пифагора, запиши формулу для дискриминанта и др.

В моих планах на урок обязательно отводится время на вопросы репетитору от самого ученика. Ребенок знает, что репетитор попросит их задать и это стимулирует его заниматься более внимательно. Конечно, ученик имеет право задать их в любой момент, но практика работы репетитором по математике показывает, что именно в конце урока эти вопросы более точны и осмысленны. Оптимальное время для ответов на них — последние 10-15 минут. Этого запаса вполне хватает, поскольку все необходимое для понимания материала было на уроке проработано.

Наиболее активные школьники часто задают репетитору в середине занятия опережающие вопросы. Часто спрашивают то, что репетитор планировал разобрать уже в ближайшие 5 минут. Если такой вопрос задается, я говорю ученику: запомни то, о чем хотел спросить и дослушай объяснения до конца, скорее всего вопрос снимется сам по себе, когда мы начнем решать задачи. Если он остается, то лучше мы всегда успеем с ним разобраться в последние 10-15 минут.

Отвечая на вопросы ученика в конце занятия репетитору по математике проще выявлять проблемные области знаний и в соответствии с ними корректировать не только содержание домашних упражнений, но и планы на следующий урок.

Не все репетиторы по математике задают своим ученикам домашнюю работу. Данный подход для меня не приемлем. В конце каждого урока ученик обязательно получает домашнее задание с соответствующими инструкциями по его выполнению. В зависимости от уровня знаний школьника эти инструкции могут быть более или менее подробными. В некоторых случаях даются указания по решению сложных задач.

В конце урока, в тетради ученика, после записи домашнего задания на следующий урок, обязательно записывается его дата и время.
Это удобно и для ребенка и для родителей. Для контроля расписания репетиторских занятий достаточно открыть нашу рабочую тетрадь.

Важным преимуществом индивидуальных занятий с репетитором по математике в сравнении со школьными уроками, является возможность корректировки планов следующего занятия совместно с учеником. Его самооценка уровня освоения пройденных тем в большинстве случаев упрощает репетитору диагностику имеющихся навыков и объема математической информации в его памяти. Ни один репетитор по математике не способен определить это быстрее и точнее самого ученика. Поэтому, если ребенок пассивен и не принимает участие в составлении планов на урок, то помощь репетитора окажется в этом случае менее результативной. Как правило, даже слабый ребенок способен описать разделы, в которых он что-либо забыл или чувствует себя неуверенно. В конце урока я спрашиваю, какие темы хотелось бы повторить в следующий раз и с учетом этих пожеланий составляю план будущего занятия. Сочетаются специальные задания локального характера на каждый пройденный, но утерянный навык в отдельности со специально отобранными (или составленными) задачами по текущей теме, в решении которых приходится использовать те же теоремы, алгоритмы и понятия.

При предварительной договоренности с родителями, после проведенного занятия, я могу звонить и информировать о том, как прошел урок, насколько правильно и добросовестно ребенок выполнил домашнее задание, какой материал мы успели разобрать, понял ли его ученик. Особенно это удобно для родителей, которые хотят постоянно держать обратную связь с репетитором, но не решаются ему звонить сами. Можно сделать такие отчеты регулярными даже тогда, когда по моему мнению все идет по плану и к ученику нет никаких претензий.

С уважением, Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике. Москва, Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий