Моя методика подачи заданий ученику

by Колпаков А.Н. on 15 июня 2010

Приблизительно в 60-70% случаев, в запущенных случаях и при острой нехватки времени, я работаю с учеником по системе «быстрого доступа к аналогичной задаче». Самостоятельная домашняя работа и совместная работа на занятии представляет собой некое единое дидактическое целое, в котором задания и форма их подачи оптимизированы под максимальное удобство применения и заучивания базовых теоретических сведений и алгоритмов решения задач.

Я пишу для ученика оригинальные рабочие листочки в которые, в определенном порядке, помещаю те упражнения, которые необходимы для выработки нужных навыков в данный момент.

IMG_0001750Одноуровневые или однотипые задачи присутствуют в них, как минимум, в трех вариантах, незначительно отличающихся друг от друга структурой, числами, расположением слагаемых, обозначениями и т.д. Разница в величине расхождений зависит от способностей и уровня знаний ученика. Эти задачи собраны вместе, рядом с ними могу располагаться готовые рисунки, подсказки по теории, опорные схемы решений.

Одну задачу, как правило, я показываю сам, вторую решает ученик под моим присмотром, а третья (как минимум)задается на дом. При этом, для того чтобы ребенок дома не растерялся, я отмечаю этот блок задач фигурной скобкой, а напротив заданных на дом ставлю красной ручкой знак Д/З.

Преимуществ у этой системы множество


Во-первых,

она удобна для самого репетитора по математике. Занятие с четким планом всегда легче проводить.

Во-вторых,

это не только удобно для ребенка, но еще и в большинстве случаев создает оптимальные условия для его развития, для работы памяти и активизации мыслительной деятельности. Он лучше запоминает прототипы задач, а при решении каждой сможет оценить сложность самостоятельной домашней работы уже на самом занятии ,так как уже заранее видит, что будет задано. Это стимулирует активность ученика и заставляет его вникать в суть содержания заданий, внимательнее слушать и задавать вопросы, когда что-то непонятно. Проставленные знаки Д/З мотивируют его внимательнее следить за демонстрациями решений, а каждая задача преобретает дополнительную значимость и важность уже на этапе знакомства с ней.

В-третьих,

репетитор по математике сможет эффективнее расходовать время выделенное на занятие, неизбежно утекающее в других случаях на поиск и запись домашнего задания в конце занятия (в нашем случае все ясно заранее — оно всегда на листочке), на поиск рабочего материаола, информации в учебнике, на многочисленные перелистывания страниц и переходы с одной книжки на другую, на команды и руководства к действиям : посмотри именно на этот рисунок в учебнике, перенеси его в тетрадь, найти и запиши условие, достань дидактические материалы...

В-четвертых,

методика оптимальна для контроля родителей за содержанием занятий и за выполнением домашнего задания их ребенком. Рабочий листочек всегда прикреплен к рабочей тетради (скрепкой) и на нем стоит дата занятия, Всегда можно быстро найти то, что решалось и то, что задано.

Листочек включает в себя только то, что используется, на нем нет никаких лишних и отвлекающих внимание на уроке текстов заданий (как в учебнике). Хочется обратить ваше внимание на то, что такая форма подачи заданий прекрасно организует ученика и снижает лишние временные затраты на поиск нужных номеров из учебника.

Если ребенок очень слабый или это 5-6 классник с пониженным уровнем концентрации внимания, то я делаю методику более «развернутой», превращая эти рабочие листочки в полноценную рабочую тетрадь, в которой отвожу место на оформление решения, проведенного совместно на уроке. Рядом с этим решением записывается задача, заданная на дом. Даже те дети, которые не могут (или не хотят) догадаться пролистать несколько страниц назад и найти похожую задачу быстро находят нужный аналог рядом с текущим вариантом.

reom_trap_podskazki4Иногда рядом с блоком мы выписывам (или я это делаю заранее сам) список необходимых для решения задачи теорем, формул или свойств. Конечно, можно указывать только какие то короткие фразы и ссылки на эти теоретические факты, поэтому я всегда продумываю (при необходимости работы по такой методике) что, как и где лучше подписать.

Советы по выполнению домашней работы

Сначала надо попробовать решить задание без какой либо помощи, не подсматривая ни в теорию ни в аналогичные решенные на уроке. Если так не получается, нужно пролистать теоретическую тетрадь и постараться отыскать подходящую теорему или свойство, которое можно применить. Посмотреть на все мои подсказки (пометки) относительно того когда и как этот теоретический факт применяется, затем закрыть теорию и вернуться обратно к своему примеру. Если опять не выходит — найти аналогичное упражнение из списка совместно решенных и попытаться вникнуть в суть алгоритма. Затем, убрать в сторону тетрадку с решением и постараться переложить идею решения на свой пример (без подглядывания). Если и это не помогает, то тогда пытаться решать уже с открытой теретической тетрадью и открытой рабочей.

Такой подход ставит ученика перед необходимостью максимально напрягать свою память, многократно и напрямую обращаться к ее ячейкам, хранящим для реальных потребностей какую то важную информацию. Это самый лучший вариант заучивания и тренировки памяти.

Количество и содержание задач определяются индивидуально. В некоторых случая мы успеваем розобрать очень незначительные объемы заданий, поэтому некоторые варианты выглядят короче и беднее других (все зависит от конкретного ученика и от конкретной темы!!!!!)

Примеры рабочих листочков и плана домашнего задания на урок:

С уважением, Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике.