Олимпиадные задачи по математике для 5-6 классов. Делимость. Разложение на множители

by Колпаков А.Н. on 22 октября 2010

Для работы с одаренными шестикласниками репетиторам по математике предлагается подборка задач олимпиадного характера, нестандартные, занимательные и логические математические задачи на тему делимости. Некоторые задачи списка предлагались на вступительных экзаменах в математические классы и в сильные математические школы. Уровень задач соответствует уровню Малого Мехмата МГУ, школы ЗФТШ. Список постоянно пополняется.

1) Можно ли из какого угодно количества троек получить в ответе число 100, при помощи действий сложение, вичитание и умножение?

2) Найдите три последние цифры произведения 1\cdot 2 \cdot 3 \cdot 4 \cdot  \ldots \cdot\ 17 \cdot 18

3) Представьте число 39 в виде суммы нескольких натуральных чисел (можно равных) так, чтобы их произведение также было равно 39.

4) Из прямоугольных полосок со сторонами 1см и 5 см сложен прямоугольник. Докажите, что длина одной из его сторон кратна 5.

5) Делится ли число 2^19 \cdot 3 на 8? А на 12?

6) Разделите числа 2,4,6,14,42,10,40,25 [math] на две различные группы так, чтобы произведение чисел в одной группе равнялось произведению чисел в другой группе.7) Петя написал на доске пример на умножение двух чисел (двузначных), а затем вставил вместо каждой цифры букву так, что одинаковые цифры заменились одинаковыми буквами, а разные цифры - разными буквами. В итоге получилась запись АБ[math]\cdotВГ=ДДЕЕ. Докажите, что он где-то ошибся.

8) Петя составил новый пример на умножение АБ\cdotВГ=ДЕДЕ. Не ошибся ли он в этот раз?

9) Сколькими способами можно представить число 307328 в виде произведения двух множителей? Для решения задачи можно использовать готовое разложение этого числа на простые множители 307328=2\cdot2\cdot2\cdot2\cdot2\cdot2\cdot2\cdot7\cdot7\cdot7\cdot7

10) существует ли число, которое при возведении в квадрат дает ответ 30 ?
  • Сколько различных делителей у числа307328=2\cdot2\cdot2\cdot2\cdot3\cdot3\cdot3\cdot7cdot7\cdot7\cdot7\cdot7
  • 12) Каково наименьшее натуральное число n, такое, что
    а) n! делится на 990?
    б) n! делится на 2673

    13) Может ли число n! при каком-нибудь натуральном значении n оканчиваться на 5 нулей? 6) Разделите числа [math] 2,4,6,14,42,10,40,25 [math] на две различные группы так, чтобы произведение чисел в одной группе равнялось произведению чисел в другой группе.

    Комментарий репетитора по математкие: по общеобразовательной программме, например по учебнику Виленкина, в 6 классе дети не проходят факториалы (n!) и никакие его свойства не изучаются. Однако смысловая нагрузка на данное понятие не столь значительна даже для младшего школьника (тем более для одаренного ученика) и репетитор по математике вполне может дать эту тему дополнительно. Для решения вышеуказанных задач достаточно рассказать ребенку о том, что скрывается за обозначением n! и разобрать какие-нибудь простейшие свойства факториала, например (n+1)! = (n+1) n!

    Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике

    { 0 комментариев… напишите первый комментарий }

    Оставьте комментарий