Репетитор по математике об особенностях своей профессии

by Колпаков А.Н. on 9 ноября 2010

Работа репетитором по математике — тяжелый труд. К сожалению, не все родители это понимают. Многие думают, что репетиторство, — это то же самое, что и школьное преподавание, только в более спокойной и непринужденной обстановке, без лишних формальностей и нервотрепки. Кажется, что чем меньше класс, тем проще преподавателю в нем работать и репетитор по математике, обслуживающий одного ученика, должен быть на «седьмом небе» от таких условий труда. Легче концентрироваться на проблемах, легче их решать. Однако репетиторы — профессионалы знают, что это далеко не так и кажущаяся легкость работы репетитора математики на практике разбивается о способности, уровень мотивации и состояние знаний конкретного ученика. И стоит недоглядеть или расслабиться, отпуская ученика в «самостоятельное плавание» — ситуация выйдет из-под контроля.

Школьные методы далеко не всегда находят применения у репетитора по математике в практике его индивидуальной работы с учеником. Какие отличия работы репетитора можно было бы выделить в сравнении работой самой обычной школьной учительницы в среднестатистическом классе.

Предлагаю вам сравнительный анализ этих особенностей. Для краткости пункты выделены пометками «школа» и «репетитор по математике».

1) Школа.
Изложение материала можно вести в строго предписанном программой порядке. Равномерно и без скачков.

Репетитор по математике.
Имеющиеся у ученика пробелы в знаниях могут, как шлагбаум, перекрывать репетитору по математике пути к объяснению следующих тем. Поскольку обучить нужно не какую-нибудь часть класса, а конкретного ученика, приходится под него подстраиваться. Математика — предмет логически связный, темы которого переплетены так, что, вытащив из общей «стопки» одну из них, вся пачка рассыплется на мелкие несвязные кусочки. Логически правильно их склеить в каком-нибудь другом порядке способен не каждый репетитор по математике. Более того, в геометрии это практически нереально сделать. Репетитору приходится проявлять виртуозную технику согласования методик и порядка изучения (или повторения) разделов учебника.

2) Школа.
Программа по математике выделяет на уроки столько времени, сколько нужно для ознакомления со всеми основными приемами решения задач и развития по каждому разделу соответствующих математических навыков.

Репетитор по математике.
Репетитору часто приходится работать в таких временных условиях, в которых ученику не то, чтобы на повторение, на текущий материал времени не хватает. К тому же вольные занятия, лишенные статуса обязательных резко усложняют репетитору по математике задачу объяснения тем, поскольку состояние памяти и прочность ранее полученных знаний во многом определяет саму возможность этих объяснений.

3) Школа.
Уроки математики всегда идут по четкому графику без пропусков и отмен, за исключением болезни преподавателя.

Репетитор по математике.
У репетитора отмены случаются чаще. Иногда с угрожающей для результата частотой В 95% случаев не репетитор отменят урок и тем самым срываются все планы. Я не встречал еще ни одного репетитора по математике, у которого занятия проводились по четкому графику без отмен, не считая отмен по болезни. К сожалению, и без нее хватает необязательных пропусков. Каникулы, дни рождения, отпуск родителей, экскурсии, конкурсы и концерты в школе как красная тряпка для репетитора по математике. И дело здесь не в том, что репетитор хочет много денег заработать, а в том, что любой попуск это хоть и небольшая, но потеря контроля над учеником и состоянием его памяти. Учебные проблемы, если они у школьника появились, свидетельствуют о несоответствии или того графика или тех методов, которыми обучаются другие дети. Часто этому ученику нужна иная интенсивность работы, дополнительное повторение пройденного и принципиально иные временные условия общения с предметом. Нужно пробовать и подбирать объяснения, аккуратнее и неспешно оформлять записи. На все это нужно тратить дополнительное время. Часто именно высокий темп изучения материала в школе является причиной отставания. В свете этого, пропуск даже одного занятия с репетитором по математике это откат назад, который слабому ребенку противопоказан.

4) Школа.
Каждый подготовленный школьный урок обязательно проводится (за исключением каких-то форс мажорных обстоятельств). Труд преподавателя в таком случае не пропадет.
Репетитор по математике
С репетитоством несколько сложнее. Нередко случается так, что родители отменяют занятие в день их проведения. Кроме минусов чисто учебных, такие отмены еще и перечеркивают репетитору по математике всю проделанную работу по подготовке урока. Репетитор может тратить время на анализ прошлых ошибок, на подбор задач, на разработку системы упражнений под конкретную тему и конкретного ученика. Все это оказывается не нужным и с легкой руки родителей без оплаты отправляется в мусорное ведро. И именно так, потому что за неделю внепланового пропуска школа уйдет вперед, изменятся учебны цели и совсем другим станет занятие с репетитором по математике. Задачи могут быть уже решены, доказательства и пояснения уже сделаны (причем с методической точки зрения часто не лучшим образом). Поторение репетитором по математике разобранных школой задач приведет к потере интереса у ребенка, ему станет скучно и он выключится из процесса.

5) Школа.
Школьный учитель ведет урок так, как он это делает всегда, по давно составленному плану. По каждой теме есть набор задач, который преподаватель использует, темп и объяснения одинаковые от класса к классу и от года к году.

Репетитор по математике.
Содержание урока репетитора сильно зависит от ученика. Нет единого подхода, который репетитор мог бы годами эксплуатировать. Каждое занятие приходится отдельно планировать, готовить, подстраиваясь под темы, пройденные в школе, под уровень школьного преподавания, под способности, под имеющиеся пробелы. Я фактически составляю индивидуальный учебник, если стандарты мало эффективны или вообще не применимы (а это случается часто).

6) Школа.
Неудачно начатый или спланированный (неподготовленный) урок можно «вытянуть» за счет сильных учеников в классе. Вызываем отличника к доске и он, в какой-то мере, выполняет часть работы за преподавателя — рассказывает способ решения. Другие ученики наблюдают и помогают задержаться на задаче своими вопросами. Есть возможность заставить звучать формулировку теоремы из разных «точек класса», разнообразить саму форму проведения урока (давать групповые задания, устраивать уроки-дебаты, уроки-викторины, уроки-соревнования и т.д.)

7) Репетитор по математике.
Репетитору, особенно если ребенок маленький или просто слабый, не на кого опереться. Репетитор по математике вынужден мириться с этим фактом. Работа по поддержанию содержательной части занятия, по подбору задач и объяснений, на которых занятие не «зависнет» превратится в каторгу. Каждое лишнее или быстро произнесенное слово, один неточно поставленный вопрос может сбить ученика и напустить тумана в его голову так, что он дальше уже ничего не сможет понять. Если в школе такого ученика можно ставить в покое и не дергать, то на индивидуальном занятии его заторможенность, низкий уровень знаний или нежелание трудиться репетитору по математике приходится закладывать в методику подготовки урока. И это непросто.

8) Школа.
Учебное заведение (или сам преподаватель математики) выбирает одну программу и один учебник. Учителя привыкают к заложенной в них последовательности тем и задач и часто ведут урок «на автомате».

Репетитор по математике.
Репетитору этот график работы может только сниться. Отстраниться от школы и вести уроки по любимому учебнику не получается. Приходится держать в голове особенности всех школьных программ (в том числе редких и даже экспериментальных).

9) Школа.
Школа диктует ученику временные условия. Если нужны занятия с периодичность 3 раза в неделю — так тому и быть.

Репетитор по математике.
Предоставленное время репетитору зависит от желания и возможностей родителей, а не от способностей и программной сложности материала. И не всегда рекомендации репетитора по математике становятся во главу угла образовательной стратегии. Экономия денег или занятость внеурочными делами ребенка (кружки и секции, турпоходы, экскурсии, спортивные соревнования, музыкальные школы и многочисленные отъезды) — серьезное препятствие работе репетитора по математике.

Дополнительный комментарий репетитора.
В заключение, затрагивая вопрос с необходимости предоставления репетитору по математике достаточного количества отведенных для занятий часов, хочется отметить, что имеющиеся у ученика пробелы в знаниях часто появляются именно от недостатка этого времени и, как следствие, могут, закрывать репетитору по математике доступ к следующего материала. Проблема не стояла бы настолько остро, если бы репетитор имел достаточные резервы и возможности устранять эти пробелы в нужном темпе, а также в той последовательности, в которой эти пробелы появлялись. И чем слабее ученик, тем больше времени на математику ему нужно уделять.

К сожалению, школу нельзя сбрасывать со счета, так как родители в своей оценке результатов работы репетитора по математике ориентируются именно на нее. Часто результатов ждут от репетитора в ближайший месяц, так как родителям нужна уверенность в целесообразности затрат. К школьному преподаванию математики таких требований никто не предъявляет. Многие родители уже давно поняли, что требовать от школы чего-то значительного нельзя и поэтому основные надежды возлагают именно индивидуальные занятия.

Колпаков Александр Николаевич. Профессиональный репетитор по математике.

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

наталья 2 апреля, 2011 в 1:38

замечательно ! точно, метко. спасибо.

Александра Александровна 24 октября, 2011 в 12:01

Как же все это верно! Спасибо.

Оставьте комментарий