Репетитор по математике о постоянных индивидуальных занятиях

by Колпаков А.Н. on 28 февраля 2011

Постоянными занятиями с репетитором по математике обычно называют такой график индивидуальных уроков, при котором репетитор непрерывно занимается с учеником в течение всей его учебы в школе, начиная с 5-7 класса. Мои наблюдения за спросом на различные виды репетиторских услуг показывают, что доля таких обращений к репетитору математики составляет примерно 20% от числа занимающихся учеников. Доля пришедших до 9 класса составляет уже около 60%. С некоторым приближением их тоже можно назвать постоянными, но все-таки мы поговорим о первой форме, когда репетитор по математике начинает занятия с того момента, когда еще нет ни алгебры, ни геометрии. Форма постоянных занятий репетитора по математике имеет, как и любая другая, имеет свои особенности и правила, свою степень влияния на качество знаний. Рассмотрим основные причины необходимости постоянного сотрудничества с репетитором и дадим несколько полезных советов, которые помогут родителям принять правильное решение не только относительно графика занятий, но и выбора момента, с которого желательно начать индивидуально заниматься с преподавателем.

Существует целый ряд неоспоримых преимуществ постоянных занятий с репетитором по математике, не только учебного (предметного) характера, но и психолого-педагогического. Кроме простых и очевидных факторов увеличения времени, уделяемого предмету, постоянные занятия с репетитором по математике имеют еще несколько менее очевидных, но не менее весомых аргументов в их пользу. Попробуют изложить их вам по порядку.

С самого начала работы репетитором ставил себе определенные цели: выйти на высокий уровень качества занятий. Огромное желание научиться спасать безнадежных учеников и, возможно заставляло выкладываться на каждом уроке, думать о каждом ученике, искать оптимальные методики для различных типов учеников. Высшее педагогическое образование и специализация в области преподавания математики давали мне, как преподавателю, значительные преимущества перед многими другими репетиторами математики, не имеющими прямого отношения как к школе, так и к математики в частности. Однако, по прошествии какого-то времени я начал понимать, что не получается обеспечить это качество по независимым от меня причинам. Как я не старался – не удавалось подготовиться к экзамену за 2-3 месяца, и даже за год не всегда справлялся с «нулевым учеником». Приходили такие выпускники, которые не могли дроби сложить. Причем родители обращались за помощью в самый последний момент, когда у репетитора не оставалось никаких возможностей исправить ситуацию. Нельзя было предлагать интересные и многослойные задачи, нельзя было объяснить элементарные для старшей школы понятия и приемы решений. Знание методик преподавания, которые я получил на математическом факультете МПГУ, не спасало. Нас просто не учили работать в экстремальных условиях. Не учили потому, что так работать невозможно.

В подобных положениях, как я выяснил в дальнейшем, оказывались все мои коллеги – репетиторы по математике. Времени на занятия не выделялось, а результат требовали. И только в том случае, когда ученики приходили за долго до экзамена они получали квалифицированную и своевременную помощь. Примерно 20-30% состава набранных в начале года учеников составляли те, кто занимался постоянно. Именно они получали занятия, отвечающие максимальным требованиям качества репетиторской работы, и как следствие, были очень довольны результатами. Репетитор по математике, работающий в экстремальных условиях нехватки времени и опоздавший со своей помощью к ученику на несколько лет не сможет обеспечить вам такой уровень качества, который возможен при постоянных занятиях.

Что вы получаете при постоянных занятиях?

Начиная занятия с репетитором по математике уже в 5-6 классе, вы открываете для индивидуального обучения огромные возможности. Главная из них – правильное поэтапное формирование математического аппарата ребенка, начиная c азов предмета. Формирование, которое учитывает не только возрастные и психологические особенности ученика, но и уровень его мотивации, меняющийся по мере взросления. Математика — предмет, который нельзя выучить непосредственно перед экзаменом. На каждой ступени его освоения требуется определенный опыт использования ранее изученных математических объектов и достаточный для понимания следующей темы уровень мышления человека. Недостатки в его развитии являются корнем большинства существующих учебных проблем. Начиная работать с учеником задолго до сдачи экзамена, репетитор по математике получает в свои руки все необходимые рычаги управления учеником. Появляется столько необходимая репетитору маневренность и свобода выбора учебного плана. Например, при необходимости можно отклониться от текущей темы и заняться устранением причин ее непонимания. При таком подходе ребенок сможет получить правильное представление о большинстве фундаментальных математических понятий, и базу, на которую репетитор по математике в дальнейшем сможет опереться. Если репетитор решает задачу подготовки к ЕГЭ за три месяца, то ни о каком формировании и правильном математическом развитии речь идти не может.

Кроме изучения самой математики, репетитор имеет возможность влиять на формирования у ребенка полезных для дальнейшей учебы привычек, а в некоторых случаях его занятия будут иметь и воспитательный эффект. В случае необходимости репетитор, наблюдающий за учеником постоянно, даст родителям рекомендации по вопросам выбора школы, графика дополнительных занятий, нагрузки, бытовых условий работы ребенка. Если репетитор по математике еще и хороший воспитатель, то он сможет вовремя заменить опасные тенденции в отношении к образованию, объяснить ребенку какие-то правила, не связанные с математикой как таковой, но конечном итоге влияющие на ее изучение. Можно заниматься формированием интереса к предмету, который не никогда не появляется внезапно. Его нужно воспитывать с малых лет. Если ваш репетитор по математике еще и «репетитор – физиолог», и «репетитор — стратег» в одном флаконе, обладающий даром убеждения, то постоянные занятия — прекрасная возможность для его использования. Детей приходится «учить учиться», а именно: приучать выполнять домашние задания в полном объеме и в срок, внимательно слушать все объяснения, , правильно сидеть за столом, планировать время и многое другое. Большинству учеников необходимы регулярные беседы о пользе знаний и маленькие профилактические лекции по различным близким к учебе вопросам (например, о вреде микрокалькулятора). Можно выработать привычку трудиться и привить такие качества как старание, аккуратность, точность, собранность.

Если пригласить репетитора по математике непосредственно перед экзаменом, то при этом практически не останется возможностей определить уровень его профессионального мастерства, так как даже результаты хорошего репетитор по математике зависят от времени. При идеальных условиях занятий с графиком в несколько лет эту оценку можно дать максимально точно. Два – три месяца мало что покажут, а если в это время еще и бегать от репетитора к репетитору, то на хорошую сдачу экзамена можно не надеяться. Смена преподавателя математики – крайняя мера, на которую идут только в особых случаях. Каждый репетитор приносит на занятия свои стандарты и требования, стили общения и методики, приемы и вкусы к определенным формам записи и объяснений. Поэтому школьнику приходится каждый раз заново привыкать к системе его работы.

В режиме постоянных занятий с репетитором по математике отмена одного урока не окажет такого негативного влияния, как при экстренной помощи. При экспресс вариантах подготовки к экзаменам репетитор по математике вынужден уплотнять программу, удаляя из дидактического сопровождения к ней какие-то важные наборы задач. Если еще и пропускать уроки – то о хорошей сдаче экзамена тоже можно забыть.

Иногда родители спрашивают: «неужели нам до конца 11 класса нужно заниматься математикой с репетитором?» Нельзя ли дать ребенку какой-то базовый набор знаний и уверенность в своих силах, чтобы он в дальнейшем смог самостоятельно учиться? Примерно в 70% случаев репетитор отвечает на этот вопрос так: методик, гарантирующих стабильность знаний на месяцы и годы вперед не существует. По мнению большинства репетиторов математики, есть категория учеников, которым для поддержания знаний нужна постоянная помощь преподавателя. В силу определенных обстоятельств (отсутствие выдающихся математических способностей или достаточного уровня мотивации) такие дети не могут или не хотят разбираться в математических записях самостоятельно. Школьная система обучения на 50% опирается на способность ученика на основе опыта работы с числами вникать в математические процессы, описанные короткими формами, схемами и обозначениями. Если ученик на ранней стадии обучения показал свою неспособность к такой деятельности, то вряд ли стоит ожидать какого-то взрыва таланта в будущем. Те пояснения, которые к этим схемам и обозначениям должен давать для себя ребенок, приходится озвучивать репетитору. Репетитор по математике вынужден разжевывать такому ученику каждую мелочь, раскрывать и показывать то, что видят и понимают другие. Как правило, дети, не обладающие достаточными способностями воспринимать школьное объяснение, понимают материал только в той форме и в тех словах, которые репетитор специально для них подбирает. «Репетитор – сурдопереводчик» – распространенное явление нашей жизни.

Постоянный репетитор по математике – лучшая замена пропущенным школьным урокам. Если ваш ребенок пропустил по каким-то причинам урок в школе, то у него всегда есть возможность догнать программу с репетитором. Учебный план хорошего репетитора обычно включает риски отдельных пропусков школы в виде опережения школьного материала на одну-две темы. Если вы занимаетесь с репетиторами по математике от случая к случаю, то каждый раз вам придется договариваться о проведении заменяющих школу индивидуальных уроков. Если это разовые занятия, то поиск репетитора по математике будет осложнен многочисленными отказами со стороны самих преподавателей. Репетиторы не любят перекраивать свое расписание ради двух уроков, а искать репетитора по математики через раскрученный репетиторский сайт вообще бесполезно. Репетитор не получает всех денег за первое занятие и в случае, если количество проведенных уроков меньше пяти, то примерно треть от полученных денег репетитор переводит сайту за подбор ученика. Это высокие ставки и крайне невыгодные для преподавателей. Поэтому, если ваш заказ на подбор репетитора репетиторский сайт и примет, то его администратор, скорее всего, не станет вообще ничего искать. Иначе на это будет потрачено много времени, а вероятность найти преподавателя крайне мала.

Нельзя сбавлять обороты, даже если репетитор по математике выполнил поставленную вами задачу и получил в какой-то момент желанный результат. Оценки успокаивают родителей. Я, как репетитор по математике, считаю своим долгом предупредить об опасности, которая за этим стоит. Знания нужно постоянно поддерживать и это возможно только при хорошем плотном графике работы. Если занятия с репетитором прекратить ребенок с высокой вероятностью скатится обратно в категорию отстающих. Если собрать всю статистику обращений ко мне слабых учеников, то в каждом третьем случае получения значительного прогресса мои занятия переводились через какое-то время в режим «раз в неделю». Материал накапливается, усложняется, знать и помнить нужно все то, что было пройдено ранее. Необходимо увеличивать количество занятий, а не уменьшать. Но вместо того, чтобы делать три шага вперед, мы делаем два вперед, а один назад. Ближе к экзаменам родители просят вернуться к прежнему графику, но часто случает так, что сложившееся в репетитора по математике в течение года расписание уже не позволяет вклиниться в него дополнительными уроками.

Постоянные занятия имею определенную психологическую выгоду: ученик, занимающийся с репетитором по математике не один год, привыкает к репетитору настолько, что доверяет ему свои мысли и чувства как родителям. Пропадают многие комплексы и даже самый зажатый и неразговорчивый ученик постепенно раскрывается. С некоторыми детьми это происходит по прошествии нескольких недель, а для кого-то должны пройти годы взросления. Такой ученик, как правило, не стесняется задавать репетитору по математике различные вопросы, делиться своими достижениями и жаловаться неудачам. Ученик и преподаватель за годы совместных занятий успевают создать некую базу событий и знаний для общения на одном языке. Понимание поставленной репетитором задачи (плана на урок, направления мысли др.) происходит с полуслова. Это увеличивает продуктивность занятий в несколько раз.

Постоянные занятия с репетитором по математике имеют гораздо более высокую степень эффективности, чем разовые и нерегулярные еще и по причине того, что репетитор не тратит время на диагностику проблем ребенка. Для того, чтобы изучить своего воспитанника со всех сторон даже талантливому преподавателю требуется некоторое время, еще какое-то время уйдет на устранения пробелов и только тогда можно идти в ногу с программой. Если в занятиях имелся перерыв, то репетитору приходится начинать все сначала: тестировать, подбирать темп объяснений, методики и многое другое. Я бы назвал это самой тяжелой фазой занятий — настройка на «волну ребенка». Любой репетитор по математике предпочел бы объяснить новую тему слабому, но изученному со всех сторон ученику, чем недавно пришедшему.

Каждый репетитор по математике скажет вам: «первые уроки проходят всегда очень тяжело». Ученик новый, спектр его знаний и навыков неизвестен, скорость восприятия и прочность усвоения материала тоже. Учебные проблемы обычно не лежат на поверхности, скрыты большим объемом материала и часто имеют глубокие корни, проникающие в разные темы. Логические взаимосвязи между темами могут отсутствовать в голове ребенка полностью. Сложно обосновывать факты и сложно добиваться понимания. Ученик бывает настолько слаб, что репетитор по математике не может опереться ни на один навык. Такое преподавание я называю «экстремальным». Часто приходится начинать весь курс с нуля. Если ваш ребенок занимается с репетитором постоянно – таких проблем не будет.

Время – главный козырь в руках репетитора математики. Имея в запасе несколько лет до экзамена, хороший преподаватель (репетитор–профессионал), обычно может «разогнать ученика» до уровня решения задач части «С» на ЕГЭ практически с нуля. Во многих случаях становятся реальными для достижения самые высокие учебные задачи. Для подбора методики преподавания репетитор по математике получает возможность пробовать разные подходы и отбирать те, которые работают для конкретного ученика. Появляется время на неспешную и полную диагностику проблем развития и на корректировку, в зависимости от них, учебных планов, как на ближайшее время, так и на далекую перспективу. И наоборот, занятия, начатые с репетитором под конец года или, тем более, с условием «несколько занятий» не дают такого преимущества. Лето прерывает учебный цикл совершенно не вовремя и проблемы переносятся на следующий год, усиливаясь тем, что к сентябрю ребенок забудет коло 70% того, что проходил. Проблемы с успеваемостью не возникают внезапно, они как зубной кариес, разрушающий зуб все больше и больше. Начинается с «малого», а заканчивается «большим». Математика – предмет, в котором малейшее непонимание в одной единственной теме может вырасти в серьезную проблему восприятия всего остального. Накапливаясь понемногу, это непонимание достигает такого состояния, при котором ребенок уже не может решать задачи самостоятельно и, как следствие, не получает необходимой практики. Родители обращаются к репетитору по математике часто тогда, когда им самим становиться это очевидно и когда программа не оставляет возможностей репетитору сформировать математический аппарат у ребенка. Единственное, что получается сделать – смягчить в некоторой степени эффект ее отсутствия, объяснить простые вещи, натаскать, что-то заучить, выработать навыки каких-то преобразований, но дать комплексную подготовку и добиться полного понимания предмета, как правило, уже не получается. При постоянных занятиях с репетитором по математике всех этих проблем можно избежать. Не стоит доверять школе или самостоятельности вашего ребенка. Практика показывает, что дети сами ничего толком не изучают. Их надо ставить перед фактом регулярных и многолетних занятий с репетитором.

Репетитор по математике — не мастерская по ремонту аппаратуры, а ребенок не телевизор, который можно починить так, что он проработает безотказно еще не один год. Нельзя заменить ученику одну голову на другую. Стоит расслабиться и упустить математику на каком-нибудь этапе ее изучения и весь оставшийся период времени только и делать, что пытаться бороться с последствиями этих упущений. Если ваш репетитор – профессионал своего дела, то он увидит проблему в зародыше и постарается не допустить ее разрастания. А для этого его нужно посадить с ребенком на постоянной основе.

Дополнительные аргументы в пользу выбора режима постоянных занятий:

Необходимость каждодневного тотального контроля за учеником. До определенного возраста ребенком нужно активно заниматься, тогда увеличивается вероятность того, что с некоторого момента он уже сам будет следить за собой. А пока, в младшем возрасте, ему необходим постоянный контроль. От урока к уроку. От темы к теме. Никто не сделает это лучше, чем репетитор по математике. «А как же школа», — спросите вы. Любое обучение в группе все-таки предоставляет ученику некоторую свободу действий. Иногда можно не выполнить домашнее задание, отвлечься от доски, без движений отсидеть урок, проболтать с соседом и даже задремать на задней парте. Все это реалии наших дней. С репетитором такие номера не проходят и ребенок более или менее активно, но работает. Кроме этого хороший репетитор по математике всегда проверяет не только наличие домашних заданий, но и правильность их выполнения. В отличие от возможностей частного репетитора, школьный преподаватель находится в других условиях. Работа с тетрадями носит выборочный характер. Исключение составляют контрольные работы. Однако, чаще всего, они проверяются невнимательно, а в некоторых случаях школьные преподаватели по математике и вовсе сверяют в них только ответы. А еще очень часто детям не раздают тетрадей так, что они не могут даже посмотреть на свои ошибки. Такие условия обучения наводят на грустные мысли, так как именно самостоятельная работа ученика может показать преподавателю истинные пробелы в усвоении материала. При постоянной помощи ребенку, репетитор имеет все условия для принципиально иного контроля его деятельности. Постепенно ученик привыкнет, что каждое движение, каждая мысль и каждая его запись будет изучена и, скорее всего, такой подход репетитора подстегнет ученика к осмыслению того, что он делает. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Если ребенок занимается с репетитором по математике не регулярно, то ему придется каждый раз подстраиваться под новые условия работы.

Повторение – мать учения! Чем больше времени репетитор по математике ему уделяет, тем лучше. При постоянной работе с учеником репетитор может тратить на это повторение цели занятия. Перерывы заставляют репетитора забыть про такую методику. Придется вкрапливать отдельные пройденные кусочки материала в задания по текущей теме. Однако с широкомасштабным повторением это не сравнимо. Применение методика оптимизации, о которой вы можете прочесть на моем сайте, дает профессиональному репетитору математики определенные возможности снизить негативное влияние недостатка времени, однако при непостоянных уроках ее применение весьма ограничено. Прежде всего, набором тех параграфов, которые репетитор успел пройти с учеником ранее. Например, нельзя на уроке по алгебре предлагать квадратное уравнение с коэффициентом равным синусу какого-нибудь угла, если репетитор еще не приступал с учеником к изучению тригонометрии.

Постоянные занятия дают репетитору по математике еще одну замечательную возможность – планировать задания с прицелом на будущее. Если репетитор поставил цель сформировать у ученика какой-то навык или объяснить какой-то алгоритм решения, то для его усвоения может потребоваться построить определенную цепочку подготовительных задач — опору для понимания этого решения. Причем часто эта цепочка разбивается части, каждая из которых предлагается ученику в свое время и заучивается. И таких цепочек множество. Репетитор по математике может не успеть провести всю подготовительную работу с учеником даже при годичном курсе подготовки к ЕГЭ.

Важно отметить, что разовые или сезонные занятия с репетитором по математике даются ученику значительно тяжелее, чем долговременные и постоянные. При каждом изменении графика у ребенка меняется привычный учебный ритм. Резкое изменение нагрузки в большую сторону весьма негативно отражаются как на поведении ученика, так и на его желании трудиться. Поэтому в начале каждого нового цикла занятий репетитор по математике почти всегда испытывает некоторые трудности с приведением ученика в рабочее состояние. Все люди в какой-то степени инертны, просто кто-то более, а кто-то менее. Поэтому такая проблема может проявиться у каждого. Если вы репетитор по математике, но вам должна быть известна проблема «запуска» ученика в самом начале урока. Иногда, для того чтобы войти в рабочее состояние, репетитору приходится несколько раз повторить одно и то же задание в определенной интонации. Почему такое происходит? Потому что меняется вид деятельности ученика. И это при перерыве в два-три дня. А если пройдет несколько месяцев? Ребенку нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к новым требованиям и новым нагрузкам. Если он не имел соответствующей тренировки с детства, то репетитор по математике не сможет ему задавать столько, сколько требуется. Ученик просто будет стараться уклониться от выполнения домашних заданий в полном объеме. Помните об этом.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике. Москва. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий