Репетитор по математике о формах работы в начала урока

by Колпаков А.Н. on 28 апреля 2011

Важным условием формирования математических умений ученика является стремление его к познанию. Вот почему от репетитора по математике требуется создать у него мотивацию к выполнению практических и умственных действий. Кажется, что все просто и ясно, но как репетитору развить желание школьника выполнять самостоятельно каждое упражнение дома или на занятии, как сформировать это стремление, умение направлять и организовывать собственную познавательную деятельность?

Решение подобных вопросов не простое и во многом зависит от умения репетитора по математике захватить внимание ученика. Обычно, удачно выбранный вид деятельности ребенка первые 10-15 минут урока настраивает его на плодотворную работу в течение всех 60-90 минут, вот почему репетитор по математике должен уделить особое внимание организации начала урока.

Итак, урок начинается. На какие приемы активизации мышления учащегося репетитору стоит обратить внимание? В первую очередь на те, которые обеспечивают осознание необходимости усвоения нового материала. Для этого совсем необязательно привязывать изучаемый материал к использованию знаний на практике и в реальной жизни. Например, иногда репетитору достаточно остановиться именно на тех уравнениях или задачах, которые составляют содержание школьной контрольной работы, домашней работы или олимпиады.

Если не зацикливаться на школьном преподавании, а описывать способы введения ученика в рабочее состояние, то можно дать следующий совет репетитору: действовать как можно ненавязчивей и гармоничнее. Нужно попытаться перевести внимание ученика на выбранную для урока тему с изученной недавно соседней или с обсуждения какой-то проблемы или вопроса. Умение спланировать такой переход заранее или «вырулить» на определенную теорему с решаемых задач (причем в первые 10-15 минут занятия) присуще только репетиторам по математике — профессионалам с большой буквы. Обычно репетитор сообщает тему, объясняет суть приема или понятия и загружает ребенка большим количеством однотипных задач. Это сильно упрощает работу репетитора, однако не всегда уменьшает эффективность данной формы организации занятия. Она весьма полезна для определенных типов учеников и достижения определенных целей, которые ставят перед репетитором родители.

Однако, встречаются ситуации, когда простые формы не действуют. Часто случается так, что к репетитору по математике приходит просто неуправляемый или ненаправляемый ученик. В этом случае преподавателю приходится отнестись к планированию урока более тонко, проводить определенную подготовительную работу, изучая ученика, его стремления и настроения. Кроме этого нужен мониторинг приобретенных знаний и умений каждый 15-20 минут урока.

Придумывая приемы включения ребенка в занятие, репетитор по математике, на мой взгляд, должен задуматься о создании мотивационной основы работы. Репетиторы — профессионалы знают, что именно посильные и творческие задания наиболее цепко удерживают внимание учеников. При этом опора на радость, эмоции и интерес, который просыпается у детей, является прямым следствием сделанных на уроке открытий и новых возможностей созидания. Репетитор по математике должен помнить главное: нацеливать построение начала урока надо на новизну и одновременно с ней возникающую сложность, доступную для данного ученика. В этом смысле индивидуальные занятия с хорошим репетитором по математике, имеют неоспоримое преимущество перед школьным преподаванием.

Если репетитор наблюдает ребенка не один урок, то с определенного момента он четко выделяет для себя уровень его восприятия математического материала.
Например, в начале урока можно дать задание, которое он обязательно решит, а затем предложить с виду точно такое же, но с каким то подвохом или вставкой нового объекта. Вроде бы новое, но реальное для понимания и доступное для самостоятельного решения, так как похожее задание решилось минуту назад. Тогда ребенок начинает задумываться, сравнивать одно с другим, включает определенные механизмы исследовательской деятельности (которые заложены в любом человеке). Репетитору по математике важно найти внутри изучаемого материала посильное препятствие, точно отвечающее порядку и целям изучения материала одновременно с возможностями ребенка. Это крайне непросто сделать и поиск таких решений — вопрос опыта репетитора.

При определении сложности задачи репетитору по математике не стоит забывать, что для большинства детей, несмотря на кажущееся желание идти по самому простому и легкому пути, учение без препятствий и трудностей вызывало бы мало интереса. Просто трудности должны быть посильными. Их полное отсутствие снижает степень переживания положительных эмоций и лишает чувство радости от результата преодоления трудностей.

Выбор формы изложения нового материала находится целиком во власти репетитора математики, зависит от его знаний репетитора, умений вкуса и мастерства. При этом нельзя не учитывать, что ребята быстро привыкают к одному методу преподавания и устают от однообразия организации их деятельности на уроке, а новое начало урока позволит избежать этого, даже если вся остальная часть урока построена традиционно.

Варианты организации начала урока:

1) Репетитор предлагает какую-нибудь задачу, решаемую только с опорой на жизненный опыт ученика и на его смекалку.

2) Репетитор предлагает упражнения на тренировку памяти и наблюдательности. Можно использовать задачи, направленные на поиск закономерностей, отличий.

3) Тестовые номера

4) Предлагается решение задания с популярными и традиционными ошибками. Репетитор просит найти ошибки и исправить их. Нужно стараться закладывать такой характер ошибок, который нес бы в себе обучающую функцию по данной теме, то есть, например, не стоит для ученика 9-го класса подбирать ошибки вычислительного свойства. Или ошибки от невнимания. Иначе репетитор по математике будет тренировать не умение строить и проверять логические выводы и проверять возможность применения тех или иных алгоритмов, а только умение концентрировать это внимание.

5) Дается традиционное решение к традиционной задаче, предлагается найти более рациональное и часто более короткое решение (в алгебре это, например решение задачи с параметров графическим способом)

7) Репетитор предлагает вопросы на повторение, ответы на которые помогут объяснить новый материал и понять доказательства, новые определения и свойства.

Итак, удачное начало урока, сочетание различных способов организации первых минут, стимулирует познавательную активность школьников, формирует у них интерес к своему предмету и создает положительный настрой на всю дальнейшую работу.

Современные программные требования ориентируют репетитора по математике на поиск и развитие приемов преподавания. Главным инструментом формирования инициативного и самостоятельного мышления ученика является его мотивационная деятельность. У слабых детей ее нужно постоянно поддерживать и добиваться максимального уровня ее активности с самых первых минут занятия. Репетитор по математике, должен так организовать начало урока, чтобы заряда эмоций и удовольствий хватило на весь урок и даже на выполнение домашнего задания и начала следующего. Трудная задача для репетитора, но выполнимая.

Главной сложностью в работе репетитора по математике является наличие единственного ученика в классе. В том числе это добавляет сложностей и к организации начала урока. Сужаются возможности реализации некоторых идей и методов, применимых в работе с классом. Например, невозможно проводить соревнования, определенные виды игр, голосования, обсуждения, одновременные работы нескольких учеников на разных досках, сравнения решений и т.д. Поэтому, если репетитор по математике хочет провести интересное и необычное занятие и задать ему определенный вектор с первых минут, то ему придется вдвойне напрячь фантазию. Активизация учебной деятельности должна способствовать не только настрою и получению знаний, но и развитию общеучебных умений и навыков: моторных. исследовательских и самооценочных.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике. Профессиональный репетитор по математике в Строгино, м.Щукинская.

{ 1 комментарий… прочтите его или напишите еще один }

Алина 29 апреля, 2011 в 7:05

Спасибо огромное за интересную статью! Всегда слежу за выпуском выших публикаций на сайте, большая помощь репетиторам в вопросах методики.

Оставьте комментарий