О шпаргалках и о списывании на ЕГЭ по математике

by Колпаков А.Н. on 20 августа 2011

О списывании на ЕГЭ по математике сказано немало. Практический каждый репетитор по математике с этим явлением когда-либо сталкивался. Обычно за несколько дней до экзамена репетитору звонят и предлагают за деньги какие-либо мошеннические схемы: SMS, MMS, посидеть во дворе школы… Можно делать вид, что ничего страшного не происходит, или наоборот всеми силами пробовать бороться за чистоту проведения ЕГЭ. Проблема списывания стоит достаточно остро, но я решил затронуть ее не только в свете ЕГЭ, но и поговорить о таком явлении, как использование шпаргалки.

Списывали всегда и во все времена. И даже сами преподаватели в эпоху своей юности иногда прибегали к шпаргалкам. Интересно, списывал ли Ваш репетитор по математике, когда был студентом? Задайте ему такой вопрос. Наверняка, просто не каждый репетитор захочет в этом признаться. По крайней мере, если у него диплом чистого математика и он не уникум какой-нибудь, то с вероятностью 95% пользовался шпаргалкой хотя бы раз в жизни.

Это не надуманные цифры. Я вспоминаю свою учебу в МПГУ. Третий курс у нас был самым сложным. Фантастически сложным. До него примерно 60-70% всех студентов держались честно, учили и сдавали как надо, но на 3-ем все сходились к единому мнению: без шпаргалок не выжить. На голову недавних школьников свалилось такое!!!! Сразу несколько сложнейших разделов высшей математики: ТФДП, высшая геометрия, теория чисел, числовые системы, ТФКП, математическая логика, дискретная математика, а со второго семестра еще и физика добавилась. Запомнить все это было нереально. На разбор одной лекций (а я всегда отличался педантичной тщательностью изучения предмета) уходило по 2-3 часа. Сложнейшая логика, которую приходилось «вскрывать» в переходах между записями и которую лекторы проглатывали» (ибо считали очевидной) отнимала массу времени. Куда там заучить? Разобраться бы.

Что делало 95% будущих преподавателей? Писали шпоры. Именно писали, а не надеялись на сотовые телефоны с SMS сообщениями от своих репетиторов математики.

Само по себе использование шпаргалок не является позорным явлением. Важно то, какое оно. И какая работа была проведена накануне. Можно выделить два принципиальных разных вида списывания:
1) Полный перенос информации без какого-либо предварительного логического анализа и понимания материала.
2) Формальное: перенос специфических, длинных и трудных для запоминания ходов доказательств (или решений), сильно нагруженных логикой изложения и не влияющих на понимание математики в целом.

Основной ценностью преподавателя математики (репетитора), которого готовит высшая школа, является
1) умение разобраться по существу в том или ином предметном вопросе (в теореме или алгоритме)
2) умение объяснить тему другому человеку.

Более важно иметь исследовательские и разъяснительные навыки, чем энциклопедические. Ни один школьный репетитор по математике не запомнит все ходы доказательств всех существующих теорем.

Опять вспоминаю МПГУ. Многие преподаватели понимали, что шпаргалка не самый большой грех в учебе. Их замечали, но относились к явлению более-менее спокойно. Распознать на устном экзамене списывающего — дело не хитрое. Вопрос в том, как на это реагировать. Всегда можно понять: разбирается ли студент в том, что у него в листочке написано, или просто штудирует переписанный текст. Для этого достаточно задать ему пару вопросов по содержанию.

Вернемся к ЕГЭ. Современные технологии позволяют пользоваться «живыми» шпаргалки, а именно репетиторами по математике, знакомыми и друзьями. Посылай СМС и вписывай ответ в бланк. Всего лишь ответ. И заниматься не нужно. Ни в школе ни с репетитором. С учебной точки зрения это полное безобразие. Абитуриент ЕГЭ даже не знает, насколько длинным оказалось решение. Кому нужен такой экзамен? И чем гордятся создатели ЕГЭ по математике? Тем, что созданы все условия для списывания? Конечно, сами организаторы ЕГЭ их и создают. Трудно представить более удобную форму получения высокого балл на ЕГЭ по математике нечестным путем, чем вписывание в бланк присланного ответа.

У меня складывается убеждение, что нашему министерству образования выгодно, чтобы списывание на ЕГЭ было доступным. Иначе что делать с потоком не сдавших его школьников? В ВУЗах просто некому будет учиться, а огромная армия преподавателей высшей математики останется без работы (и репетиторы тоже). Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что уровень пробных ЕГЭ уже третий год подряд оказывается ниже реальных. Пугают специально. Пугают, чтобы учились, готовились, занимались с сами, занималсь в школе, с репетиторами, а в итоге перестраховываются и дают варинт сравнительно более легкий.

О мобильных телефонах:
Неужели сложно во всех точках проведения ЕГЭ поставить «глушилки»? Неужели это дорого? Тем не менее, этого не делается? Почему? Смешно видеть репортажи о контроле на входе. Показуха и только. Послушные школьники выкладывают мобильные телефоны вместе с другими вещами. Ха-ха-ха. Ученик одного из знакомых мне репетиторов по математике принес на ЕГЭ сразу 3 мобильника: первый демонстративно вытащил, второй спрятал за пояс, а третий убрал под брюки в ботинок. Вот так! «Спасибо» техническому прогрессу и габаритам современных аппаратов. Но больше всего поражает иное: как можно не заметить наушник в ухе? А провод? А движение руки, нажимающей на кнопки? А прямое фотографирование бланка заданий? О какой объективности тестирования знаний может идти речь? Обидно то, что ученик с тремя телефонами наберет больше баллов, чем тот, кто реально занимался, кого учили школа¸ курсы, репетитор по математике. Все это в высшей степени несправедливо.

Репетитор по математике о работе со шпаргалкой

Маленькая шпаргалка, если только она не переходит из рук в руки, может стать одним из инструментов, как ни странно звучит, получения знаний. Почему? Любую шпаргалку нужно еще написать. А значит провести какую-то учебную работу. Обычно студент заново конспектирует материал, вникает в его суть, выделяет ключевые аспекты для ответа или решения. Это очень полезно. Кроме того, когда человек пишет, он повторяет темы, формулы и механически запоминает написанное. Можно даже говорить о том, что шпаргалка в чем-то заменяет репетитора по математике. Ученик прокручивает через себя информацию и фиксирует ее на бумаге. Безусловно, это только способствует лучшему усвоению материала.

Производство шпаргалки тренирует умение выделять главное, сжимать информацию до уровня ее «скелета», стержня и размещать математическую информацию компактно и удобно для использования.

Работа со шпаргалкой – это работа со зрительной памятью, – самым эффективным источником получения информации. Кроме того шпаргалка в кармане придает уверенность и морально успокаивает перед экзаменом. Вспоминаю своих учителей в МПГУ и одного из наших любых преподавателей математики Фирсова Юрия Михайловича. Вы не поверите, но он «учил» нас писать, передавать и использовать шпаргалки. Конечно, не с целью помочь нам списать. Просто демонстрировал свое отношение к проблеме в целом.

Шпаргалка для устного экзамена.

Шпаргалку можно использовать в методических целях и с ее помощью повторять пройденное. Например, при свободном временном графике подготовки к устному экзамену репетитор математики может предложить своему абитуриенту составлять шпаргалки на билеты. До прихода ГИА я регулярно пользовался этом приемом с учащимися математических классов при сдаче геометрии . Забавный, полезный и интересный подход репетитора.

Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по математике.

Почему бы репетитору математики не использовать методику шпаргалок при подготовке к ЕГЭ? Не во всех же номерах части «B» проверяется уровень общего развития выпускника. Где то нужны и математические знания тоже. Репетитору можно посоветовать задать на дом производство шпаргалки, например, для задачи B10. Скажите ученику: «представь себе, что ты сдаешь реальный ЕГЭ по математике и вечером садишься писать шпаргалку. Чтобы ты в нее включил? Приготовь и покажи на следующем уроке.» Уверяю вас, даже немотивированный ученик оживится. Во-первых, никто ему еще такого не задавал. Большинство абитуриентов ЕГЭ захотят показать репетитору математики весь свой талант списывальщика и выполнят задание с удовольствием. Во-вторых, школьник лишний раз повторит формулы. Причем самыми лучшим способом – их переписыванием.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике Москва.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий