Репетитор по математике о «придирках» школьных учителей

by Колпаков А.Н. on 5 марта 2014

Довольно часто ученики разного возраста и уровня обращаются к репетитору по математике за «юридической консультацией» по различным спорным вопросам, возникающим в процессе их школьной учебы. Нередко возникает ощущение, что преподаватель неправильно или несправедливо оценивает проделанную работу, излишне придирчив и несправедлив. Понимание того, чем продиктованы те или иные требования к воспитанникам при коллективной форме обучения имеется далеко не у каждого и приходится просвещать ребят еще и в этих вопросах. Наверняка и к Вам, уважаемые репетиторы по математике, не раз обращались за консультациями по вопросу правильно выставления оценки или оформлению работ. Проблемой соответствия школе обеспокоены не только учащиеся, но и репетиторы, поэтому я решил разъяснить существующие правила и нормативы по математике на отдельной страничке. Дальнейшее изложение построено в форме ответов на вопросы некоего абстрактного ученика. Думаю, что самим учителям будет полезно изучить мои комментарии.

Проблема 1. Мне не разрешают пользоваться алгоритмом, который показал репетитор по математике. Что делать?

Такая политика вредна, так как подавляет инициативу к самостоятельному мышлению и обучению в целом. Хотя причины нетерпимости школьных преподавателей вполне понятны: если каждый «умник» начнет решать задачи, используя знания репетитора по математике, неизвестные для сверстников, то большая часть класса ничего не поймет и просто выключится из процесса. Ругаться бессмысленно, но можно попробовать договориться. Я в таких случаях предлагаю подойти к учителю после урока и, демонстрируя глубокое понимание сути проблемы, попросить разрешить использовать дополнительные знания хотя бы на контрольных и в домашних работах, когда они не демонстрируются всему классу. Нужно обещать, что при вызове к доске решения будут строго соответствовать «нормативам». Правильный преподаватель по математике не станет придираться по тетрадям и, скорее всего, примет предложение. Отказ будет свидетельствовать либо о низком уровне его познаний в математике, либо о нежелании работать с талантливыми учениками гибко.

В продолжении разговора об использований дополнительных знаний хочу предостеречь частных преподавателей от использования общих методов, применяемым к элементарным школьным задачам, а также от ведения ученика по удобной для репетитора по математике «дорожке» в разрез программному плану.

Проблема 2. Нам не разрешают залезать на поля и снижают оценку. Правильно ли это?

Поля отводятся для размещения указателей на ошибки, а также для коротких комментариев преподавателя. Если бы все ученики писали с размахом, оставляя для красных чернил свободное пространство, то, я думаю, от полей бы отказались (в книжках же их нет). На своих уроках я разрешаю использовать поля. Часто необходимо сохранить целостность математического объекта (арифметического действия или равенства). Например, в 5 — 6 классе не желательно оставлять слагаемые на разных строчках. Тот же совет можно дать и в 7 – 8 классе при изучении многочленов. Перенос помешает репетитору по математике в нужный момент заключить выполняемое действие в рамку (для выделения), и, как следствие, внимание слабого ученика может рассеяться. Снижение оценки — дисциплинарная мера, приучающая школьника к порядку. К обучению математике она никакого отношения не имеет. В домашних условиях нет необходимости следить за полями. Репетитору достаточно напомнить подопечному о том, что после каждого примера надо оставлять хотя бы пару строк для исправления ошибок. Если ученик показывает номер из «домашки» и не уверен в правильности — следует растянуть эту область.

Проблема 3. «Учитель математики заставляют подробно записывать решения и снижают оценку за сокращения»

Все зависит от того, в какой части решения от Вас требуют детальных записей. Умный преподаватель всегда пропускает подробности давно изученных тем, ибо в противном случае не удастся сделать акцент на новом материале и к тому же решения практических задач окажутся неприлично длинными. Зато выкладки, составляющие основу текущей темы, нужно показывать подробно. Всегда раскрывайте логические переходы и демонстрируйте формулы, которые в данный момент изучаете. В случае же с репетитором по математике подробность вспомогательных записей по давно пройденному должна оговариваться специально. В отличие от школьного учителя репетитор показывает вам ошибки, а не просто выставляет оценку в контрольной работе, зачеркивая неверные ответы. Если репетитор по математике видит проблему в каком-либо навыке или в умении логически обосновать высказывание, то он должен попросить Вас о максимально подробном оформлении перехода. Причины таких требований понятна: нужно убедиться в том, что материал полностью усвоен. Если часть решения «проглатывается», то репетитор попросту не сможет указать на ошибку.

Колпаков А.Н. Москва, Строгино. Репетитор по математике — владелей сайта.

{ 3 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Юлия 7 марта, 2014 в 21:17

Интересная статья. А как можно назвать действия учителя, который, зная, что у ребёнка есть репетитор, не выставляет пятёрки в журнал? При этом хвалит ребёнка. Спасибо.

Колпаков А.Н. 8 марта, 2014 в 1:16

Реальный случай? Безусловно, это возмутительно. Каждый ученик имеет право на самообразование и объективную оценку его знаний. Я всегда говорю своим ученикам: «Не надо распространяться о том, что у вас под рукой репетитор по математике». К сожалению, школьные педагоги чаще всего не приветствуют репетиторство как явление, хотя сами этим занимаются. Отчасти их можно понять: работать с классом проще в том случае, когда все мыслят одинаково и решают «под копирку». Однако эта «копирка» оказывается губительной для ребят, способных думать. Если ребенка спрашивают, откуда он знает дополнительные теоремы или приемы решений, можно выдумать какого-нибудь родственника, хорошо знающего математику и сослаться на его помощь. Либо сказать, дополнительные знания — это результат самостоятельного чтения дополнительной литературы, обучения на подготовительных курсах (например, на курсах подготовки к ЕГЭ по математике). О репетиторе не стоит распространяться. В любом случае нужно постараться стараться свести последствия неадекватных и ревнивых преподавателей к минимуму. В этой связи особую ценность приобретает умение репетитора по математике находить золотую середину между школьными маневрами и тем, что он считает более правильным и полезным с методической или дидактической точки зрения для конкретного ученика.

Светлана 1 февраля, 2016 в 3:37

Спасибо,очень интересно пишите и много анализируете. Полезные знания в каждой статье.

Оставьте комментарий