Репетитор по математике об экзамене ОГЭ

by Колпаков А.Н. on 6 ноября 2017

Экзамен ОГЭ, который проводят по окончании 9 класса, очень важен для ученика и репетитора, так как по сути он становится первой глобальной оценкой их совместной работы. Ученика поверяют на уровень владения математикой в целом. А итог экзамена нередко имеет огромное значение в плане перехода в следующий класс, выбор уровня и степени престижности которого нередко играет судьбоносную роль для будущего. Вместе с тем, ученик начинает чувствовать, насколько он способен справиться с дельнейшими экзаменами, выпускными школьными и ВУЗовскими. Успешная сдача ОГЭ по математике часто создает лучшую мотивацию для дальнейшего изучения предмета и повод задуматься о дальнейшем пути в выборе профессии.

Прошедший учебный год показал сохранение тенденций прошлых трех лет: экзамен постепенно усложняется, становится эффективнее и объективнее, потому что для его успешной сдачи все больше необходим фундамент классической школьной программы за все предыдущие классы. Если такие знания имеются, успех на экзамене имеет высокую вероятность. Репетиторы математики замечаю, что экзамен год за годом совершенствуется только в лучшую сторону. Задания подобраны так, чтобы по результатам можно было оценить не только качество выученного материала, но и умение творчески думать, выпутываясь из необычных форм вопросов и подачи заданий, в том числе и построенных на простой жизненной логике.

Мы выделяем две принципиально разные стратегии работы репетитора по математике нацеленные на подготовку к ОГЭ. Они разделяются прежде всего по времени, отведенное на эту работу и класса, с которого она начинается. Это заблаговременная подготовка, в среднем с 7-8 класса и прагматичная финальная подготовка.

На какие аспекты обратить внимание репетитору на ранней стадии подготовки к ОГЭ по математике?

1. Учет индивидуальных особенностей ученика и его способности к творческому мышлению (при наличии — совершенствовать, а в случае, если они пока еще проявлены неявно — развивать). Полезны задания развивающего плана, напрямую не привязанные к экзаменационным.

2. Следует развивать и усиливать мотивированность ученика. Люди, которые не имеют, или еще не успели осознать свои цели в жизни, обычно не способны показать себя в полном объеме своих способностей.

3. Огромное значение в репетиторстве имеет правильная организация самостоятельного труда ученика, построенная с оглядкой на индивидуальную работоспособность. Важно с одной стороны не перегрузить школьника, а с другой максимально задействовать его интеллектуальный ресурс.

4. Нужно заниматься формированием базы и не размениваться на конъюнктуру конкретных вариантов из книжек и прошлых реальных экзаменов. Многие репетиторы по математике ошибочно «сваливаются» на массированный разбор однотипных ОГЭ заданий, причем в той же самой особой специфике их формулировок и подачи. Это стратегический просчет, ибо ребенок не сможет научиться мыслить на основе системности знаний и опыта их использования в разных ситуациях.

Каков характер работы с репетитором при финальной подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе?

1. Работа должна быть ориентирована на имеющийся уровень ученика. Как правило, бесполезны кардинально переломить ситуацию и превратить ученика из слабого в сильного. Это надо делать раньше, не позднее 8 класса.

2. Объем принципиально нового материала в 9 классе значительно меньше аналогичного объема 8 класса. Поэтому если репетитор по математике взял слабого ученика, то ради перспектив хорошей сдачи ОГЭ можно пожертвовать текущими оценками, особенно по геометрии. Действительно, школьники 2 месяца изучают векторы, от которых доля заданий на ОГЭ по математике составляет менее процента. Большая часть программы 9 класса по геометрии направлена главные темы — метод координат и теорему синусов — косинусов. С учетом первого аспекта в работе репетитора крайне непродуктивной видится синхронная работа со школой.

3. Разбор вариантов нужен, но при хорошей базе достаточно потратить на такую работу примерно 10-15 уроков. Остальное время лучше уделять тематическим комплектам заданий, выстроенных в определенном порядке.

4. Очень полезны упражнения, отрабатывающие сразу несколько навыков. И чем ближе экзамен, тем больше таких заданий, помимо разбора вариантов, потребуется. Например, к моменту полного изучения всех свойств функций можно предложить задания на их исследования с полным спектром дополнительных вопросов, требующих аналитических и графических решений.

5. Репетитор по математике, принимающий во внимание параметры памяти ученика, быстроту и качество запоминания материала, сможет гораздо эффективнее организовать практическую работу на занятиях. Пониженные степень усвоения и запоминания, как говорится, дырявая память — не редкость. Но это не является недостатком человека, а скорее его индивидуальным свойством, которое надо учитывать. Понадобится больше занятий, больше практики, дополнительное повторение и закрепление материала. В случае, когда будет достигнут прорыв, такие ученики порой показывают в конечном счете даже намного больше скрытых способностей. Но эти способности хороший репетитор должен уметь пробудить.

Основные направления школьной математики в работе репетитора в 9 классе

В частности на эти направления надо обратить при любом плане подготовке к ОГЭ (ранняя или финальная). Эти темы необходимо особенно серьезно прорабатывать и в предыдущих классах, где они проходятся. Нужно знать всю программу начиная с начальных классов — это к тому, что в практике встретился однажды анекдотичный случай из практики репетитора, когда ученик вдруг заявил, что таблицу умножения они уже прошли в первых классах, и потому теперь ее помнить не обязательно.

Итак, основные темы.

1. Формулы сокращенного умножения (ФСУ).

2. Квадратные уравнения, формулы дискриминанта и корней квадратных уравнений, формула разложения на множители.
3. Функции и их свойства, области определения, способы построения графиков.
4. Метод интервалов.
5. Дроби и действия с дробями (численные и выражения).
6. Текстовые задачи (на движение, производительность, смеси, сплавы, растворы и проценты).
7. Системы уравнений с двумя неизвестными.

Вот и вся нехитрая школьная программа до 9 класса включительно. И самые лучшие
репетиторы Москвы по математике нацеливают своих учеников на знание именно этой программы.
Потому что в этом случае успех на экзамене неизбежен.

С самыми лучшими пожеланиями, Репетиторы по математике В.Ю.Колосов и А.Н. Колпаков, Москва, октябрь 2017.

{ 1 комментарий… прочтите его или напишите еще один }

Анатолий Владимирович 13 декабря, 2019 в 10:35

У каждого портного свой взгляд на искусство.
В целом в данной статье правильно и кратко обобщена практика оптимальной подготовки с репетитором к экзамену в 9 классе. В основные темы можно было бы еще добавить квадратный корень и его свойства. Вопрос в том — что называть успехом? Просто достижение планируемой оценки? Мой опыт говорит, что даже при хорошей и отличной оценке большинство учеников не могут применять математику в практических целях и не имеют умений составить более менее несложную математическую модель практической или текстовой задачи. На мой взгляд преподавание математики в целом должно быть тесно интегрировано с геометрией и физикой, а геометрии — с черчением, и все это — с информатикой.

Оставьте комментарий