Олимпиада Курчатов — на уроках с репетитором по математике

Физ-мат Олимпиада «Курчатов» регулярно проводится с 2012 года. Участие в ней может принять любой школьник с 6 по 11 класс Олимпиада достаточно серьезная и призвана выявить самых смекалистых и талантливых детей из общего потока дружащих с математикой и физикой подростков. Вопрос о наличия базовых знаний в таких случаях даже как-то неловко поднимать. Все, что касается школы, должно и свободно и уверенно применяться с большим размахом и запасом прочности. В иных случаях на олимпиаде делать нечего.

Формат проведения курчатовской олимпиады 6-11 кл.

Для записи на «Курчатов» требуется пройти регистрацию в системе ЕСР (единая система регистрации) на сайте www.regolinpia.ru и следовать ссылкам / инструкциям по ходу ее прохождения. Традиционный регион проведения – Москва и Санкт-Петербург. Возможность участия детей из других городов, по крайней мере в сезон 2022 / 2023 г сообщалось дополнительно. Список был внушительным. Каким он окажется в текущем 2023—2024 году можно только гадать, однако не думаю, что его сузят.

Далее поделюсь с вами максимально компактной, собранной на одной странице информацией по организационной части проведения олимпиады, а также своими наблюдениями и мыслями по результатам изучения репетитором вариантов задач прошлых лет по математике.

Олимпиада «Курчатов» — два этапа

Поэтапный отбор лучших из лучших – обычная практика большинства испытаний подобного рода. Вот и в Курчатовской задумке предлагается отборочный и заключительный этапы. В прошлом году отборочный он-лайн тур по математике проходил удаленно с 27 января по 10 февраля. Вы регистрируетесь в ЕСР и в любое удобное Вам время указанного промежутка запускаете на сайте организаторов вариант теста на 24 часа. Решаете задачи, вводя ответы к ним в виде целых чисел или конечных десятичных дробей. По результатам теста вас приглашают или не приглашают на заключительный очный этап с более сложным уровнем и развернутым решением задач.

В 2023 году заключительный этап по математике проходил 5 марта в 10 утра по московскому времени во всех регионах и длился 4 часа. Призеры получают преимущества при поступлении в ВУЗы. Особенно это относится к МФТИ из факультета которого (ФНБИК), «Курчатов» как раз и вырос 10 лет назад. Другие Вузы решение о преимуществах поступления принимают самостоятельно.

Уточнение репетитора: аббревиатура ФНБИК расшифровывается как факультет нано — , био- информационных и когнитивных технологий

Помещения для проведения заключительного этапа предоставляют:
1) Курчатовская школа (м. Щукинская, ул. Василевского дом 9, корпус 1),
2) школа 58 м. Строгино, ул. Твардовского дом 12А
3) Лицей 1674, Старопименовский переулок, дом 5

Особенности задач на «Курчатове»

Я периодически просматриваю варианты прошлых лет с разных олимпиад. Конечно репетитор по математике банально ограничен в ресурсах свободного времени и не может охватить вниманием все задачи со всех олимпиад. Так и «Курчатов». Не все варианты прошли через мои руки, но по тому, что было просмотрено, бросилась в глаза одна особенность: преобладают задачам с числовым содержанием, особенно в младшей возрастной категории. Например, на разбиение числа на слагаемые с максимальным или минимальным произведением, на числовые ряды и таблицы, на числовые разряды, делимость, на перестановки цифр в числах или рядах. Начиная с 7 класса варианты, как правило, уже содержат номер по геометрии. По уровню сложности далеко не однородною. Есть и относительно простые экземпляры, но есть и такие, над которыми зависнет любой репетитор.

h4> Подготовка у репетитора к Курчатовской олимпиаде

Я специализируюсь в основном на олимпиадах для младшей школы, с 4 по 7-8 классы, необходимых для подготовки к поступлению в сильные школы. Олимпиадных старшеклассников беру крайне неохотно, по нескольким причинам сразу. Во первых, как правило, не очень понятна целевая направленность занятий. Поступать в математические школы по итогам олимпиад уже поздно, а для тренировки мозгов и поддержания хорошего уровня математического развития хватает усложненных программных номеров из хороших задачников. На их материале возможна хоть какая-то систематизация. Можно строить полноценные уроки, обеспечивающие поступательное развитие учащегося с постепенным увеличением уровня сложности в рамках какой-то конкретной тематики, с достаточным количеством близких или даже однотипных номеров (если они потребуются).

Самая бестолковая работа репетитора по математике – демонстрация штучных уникальных решения, в которых главным мерилом успеха является случайное открытие какого – нибудь свойства или факта. Хорошо еще если на нем на одном все и держится. А если заложена их последовательность? Не существует репетиторов, способных в рамках учебного времени научить гениальности в совершении открытий. Можно только расширять их коллекцию, рассматривая готовые решения от и до. А для этого репетитор особо и не нужен. Открывай решения, опубликованные на сайтах, и просто их читай. Это вторая причина.

Чем старше по возрасту олимпиада, тем больше вероятность ее заполнения штучными задачами. К ним практически невозможно готовиться. Репетитор может их только показывать, внося определенное разнообразие в урок. Красивые вкусные решения помогают сильному ученику по-настоящему насладиться красотой предмета. Но относиться к ним нужно как к десерту после основного блюда.

Главное цель работы репетитора — обучение, итогом которого является способность ученика без посторонней помощи справляться с определенным набором задач. Нестандартные ситуации, возникающие на серьезных олимпиадах, к этой категории не относятся. Повышение способности к их преодолению — следующий этап, более сложный и значительно менее управляемый посредством репетитора. Причем всегда для успеха этой ступени развития нужно хорошо владеть математической базой. Если заниматься только олимпиадами, то эту базу можно легко провалить. Как именно подросток сформирует ее самостоятельно в школе репетитору по математике заранее не ведомо. Темпы, в отличие от началки, высоки. Поэтому Вот и приходится тратить большую часть времени урока на нее, и только в том случае когда репетитор уверен, что по базе все правильно изучено и надежно усвоено — можно показывать задачки верхнего уровня.

Пользы от простых демонстраций задач тоже множество. Слушая решение сильный ученик, не имеющий проблем по школе, соотносит уровень со своим и перестает думать, что в математике все легко и просто. Это мобилизует. Приобретается ценнейший опыт знаний возможной глубины заложения решений. Кроме того ученик получает специфический мотивационный кайф от осознания того, что он понял решение и тем самым встал на одну ступеньку по уровню с тем гением, который это решение нашел. Но, повторюсь, в старшей школе репетитору по математике нельзя ограничиваться работой только с нестандартными задачами, как и нельзя есть только десертные тортики.

На уроках со способными старшеклассниками я так и делаю. Мы решаем базовые усложненные задачи и одну — две задачки (максимум) с серьезной олимпиады (если позволяет время). На дом я не даю олимпиадных вариантов, ибо это, как правило, для ученика пустая трата времени.

В нашем случае, если хотите готовиться к олимпиаде «Курчатов», начиная с 8 класса, то я предложу Вам разбор вариантов именно в описанном выше режиме, то есть только на десерт. Весь урок мы тратить на них не будем.

Третья причина моей не любви к специализированным олимпиадным занятиям со старшими школьниками заключается в том, что репетитор по математике вынужден работать с теми учениками, которые к нему сами обращаются. Я не могу потребовать записать ко мне на олимпиадный урок штук десять школьников равных по возрасту, знаниям и способностям. Практика такова, что, например, в 16 :00 у репетитора отстающий пятиклассник, который никак не может запомнить формулу площади прямоугольника, а после в 17:30 сразу десятиклассник, которому нужна исключительно помощь в подготовке к олимпиаде «Курчатов» по «верхней планке». Если никакими другими задачами он заниматься не хочет, то переключение для репетитора будет крайне не комфортным. Меняется все: настрой и концентрация, возрастная методология подходов к задачам, методика обсуждений, терминологическая насыщенность объяснений, характер и принципы наводящих вопросов, подсказок, оформлений. Приходится вспоминать по какому учебнику старшеклассник учится и в какой точке программы находится. От этого зависит, на какие знания репетитору по математике можно опереться, а на какие нельзя.

Кроме отличий в техники ведения урока к олимпиадному ученику надо иначе готовиться. Задачи приходится искать. Пересмотреть массу источников. Каждую отдельно посмотреть, постараться решить самому или изучить предлагаемое решения. Только после этого определиться с пригодностью ее использования на уроке, перенести на листочек (или скопировать в файл) и запомнить все ходы в решении. Только издалека кажется, что все это очень просто. Затраты времени такие, что стоимость урока приходится умножать минимум на два. На стандартном материале репетитор многое может делать на лету, ибо техника отработана годами долгой практики.

Четвертая причина. За помощью в подготовке старшеклассников по таким олимпиадам как «Курчатов» к репетитору по математике обращаются значительно реже, чем с маленькими детьми для поступлении на ФМО в ту же Курчатовскую школу в 5 класс. Поэтому соответствующая база моих материалов по работе с верхними олимпиадными задачами не может похвастаться тем объемом и качеством содержания, которая имеется для младших школьников (4 — 7 класс).

В подготовке к олимпиаде «Курчатов» для 6-7 класса я могу заполнить урок и Д/З аналогичными номерами к большей части варианта, взяв их из своей базы или составляя задачи заново (с нуля). В силу не самого высокого уровня использования математических знаний в младших олимпиадах и ограниченности спектра возможных методов решений такая работа не столь сложна и более реальна по цене.

Репетитор по олимпиадной математике, Колпаков А.Н. м. Строгино или м. Щукинская.