Развитие математической речи с репетитором

Для того, чтобы не отставать по математике в школе и общаться с тем же самым репетитором на понятном друг другу языке необходимо учиться правильно говорить. Помимо визуальных форм отображения математической информации, воплощенной в схемы и графики, формулы и преобразования, значительные ее объемы передаются через грамотно построенную речь. Именно поэтому репетитор по математике, голосующий за качественное индивидуальное обучение, должен позаботиться о формировании правильного математического языка у своего подопечного. Это тема сегодняшней статьи. Поговорим о речевом направлении работы репетитора по математике и дадим оценку целесообразности использования существующих методик развития речи в разнообразных учебных ситуациях.

Профессиональные репетиторы по математике расходятся во мнениях относительно реальных возможностей частных уроков для решения проблем с речью. Часть репетиторов скептически смотрят на воплощение самой идеи поддержки речевого развития в домашних условиях и не стараются совершенствовать свои методики для «улучшения качества говорения». Отказы поработать в речевом направлении обычно связаны со следующими факторами:

а) репетитор по математике не располагает для отдельных развивающих заданий достаточным запасом времени (режим «раз в неделю» не оставляет репетитору никаких возможностей для обеспечения занятий специализированными речевыми заданиями)

б) низкая стоимость урока упрощает его проведение и подготовку до примитивного решения задач в хронологическом порядке их расположения в учебниках. В таких случаях о подготовленной работе с речью и речи быть не может. Для развития правильного математического языка, редкие даже для Москвы репетиторы – речевики готовят специальные задания во внеурочное время. Без финансовой поддержки соответствующую работу вряд ли захочется проводить в полном объеме.

в) Наибольшее речевое развитие ребенок получает в начальной школе, а в 5 — 7 классах оно уже активно используется. Без своевременного начального «разгона» репетитору по математике крайне сложно добиться формирования к концу 6 классу правильной логико-терминологической основы языка. И чем дальше от 5 класса, тем сложнее влиять на психомоторику речи ребенка.
Препятствий и проблем множество, но и с ними нужно пробовать разговорить ученика. Но как? Рассмотрим две принципиально разные стратегии речевой работы, реализуемые репетитором по математике в зависимости от имеющегося у него временного ресурса.

Что предлагает репетитор по математике для 2-3 раз в неделю?

При правильном графике работы репетитора и средних способностях учащегося можно и нужно проводить отдельную устную работу. Наибольшие надежды репетитор по математике возлагает на проведение плотной работы с теорией. Можно задавать читать или пересказывать доказательства в начале каждого занятия гонять по формулировкам определений и теорем (особенно это важно для репетитора по геометрии).

Для отработки доказательств репетиторам по математике рекомендуется вести с учениками отдельную тетрадь — справочник, в которую записывать тексты определений, формулировки теорем и добиваться того, чтобы ученик, записав теорему, мог бы воспроизвести написанное. Несколько страничек можно выделить для терминологического раздела.

Почему репетитору важно следить за математической речью?

Словесно — речевые виды деятельности, развивающие умение точно формулировать мысли, одновременно раскрывают способности к восприятию математических текстов в заданиях. Это умение очень важно развивать, ибо при его отсутствии ученик не будет воспринимать тексты, использующиеся в формулировках условий большинства математических задач.

Стратегия заданий репетитора в режиме для «одного раза в неделю»

При таком графике работы задания на отработку навыков речи раздаются по ходу выполнения письменных упражнений. Например, в 6 классе, после того как ученик выполнил какое-нибудь арифметическое действие в текстовой задаче и записал его, репетитор по математике просит прочитать запись и дать пояснение к полученному ответу. Например, после того, как в тетради появилась строка
1) 1-\dfrac{3}{8}=\dfrac{5}{8} (поля) — во второй день.
школьник ее в обязательном порядке комментирует : «Мы нашли часть поля, которую засеяли во второй день. Это \dfrac{5}{8} поля».
В 8 классе при получении ответа x_{1/2}=1 \pm \sqrt{3} в уравнении x^2-2x-2=0 репетитор по математике тут же предлагает его озвучить: «Уравнение имеет два иррациональных решения — единица плюс квадратный корень из трех и единица минус квадратный корень из трех».
Простые задания на прочтение записей дают репетитору по математике отличный материал для формирования навыков поиска и осмысления применяемого алгоритма, а также его ответа.

Любые комментарии во время поиска или записи решений мешают контролировать их ход. Это аксиома преподавания. Если репетитор по математике объединяет два вида деятельности в одно задание (решаем и комментируем), концентрация внимания снижается и растет риск получения мелких вычислительных или даже глобально-стратегических ошибок. Желательно разделить процесс на две части, то есть сначала решить задачу, а уже потом прокомментировать ее репетитору по математике во всех подробностях и полным вниманием.

Одним из видов деятельности, направленной на развитие умения формулировать мысли и понимать математические тексты является публичное выступление. Для его осуществления приходится изыскивать дополнительные психомоторные ресурсы организма, то есть заставлять полушария головного мозга, отвечающие за качество речи, работать на пределе своих возможностей. Таким путем репетитор по математике оказывает наибольшее по силе воздействие на речевые функции ребенка.

На индивидуальном уроке за словами ученика следит только один репетитор по математике. При публичном же выступлении внешний контроль усиливается и поэтому речь затрудняется. Но без трудностей не может быть развития. Репетитор приносит камеру на урок и записывает какой-нибудь заранее подготовленный ответ на аудио или видео носитель. Именно заранее подготовленный, так как целью методики является формирование навыков произношения и словосложения, а не поиска решений. В дальнейшем можно совмещать эти направления, а пока, для первых дублей репетитору по математике лучше попросить ученика подготовить доказательство какой-нибудь несложной теоремы или короткое решение какой-нибудь понравившейся задачки.

Когда в руках репетитора по математике появляется камера – занятие заметно оживляется (конечно, если ребенок не стесняется сниматься). Появляется заинтересованной в как можно лучшей съемке и поэтому дети более ответственного подходят к процессу подготовки ответа. Отнятое можно сразу же посмотреть на мониторе и разобрать ошибки (не только по математике). Аудио запись тоже подойдет, но снять видео – более предпочтительно.

Стоит отметить, что использование репетиторами по математике видеометодик
оправдано только в тех случаях, когда ученик спокойно воспринимает на камеру и говорит без чрезмерного волнения. Если видеоконтроль вызывает нервозность или ребенок категорически не хочет сниматься, от методики записей необходимо отказаться. Со стороны репетитора по математике не должно быть никакого принуждения к съемке. Некоторые дети не уверены, что хотят сниматься, но в то же время и не отказываются от видеоработы. Значит они чего то бояться. В этом случае репетитор по математике деликатно объясняет ученику, что в съемке нет ничего страшного или постыдного, наоборот, регулярные ответы на камеру помогут приобрести речевую уверенность в ответах (в том числе при ответе у доски в классе).

Речевая работа на уроке позволяет репетитору по математике с максимальной силой воздействовать на слуховые и моторные механизмы работы памяти ученика. Когда мы говорим – сказанное лучше запоминается. Сочетая речевую работу с визуальными формами представления данных можно добиваться прочного и долговременного запоминания информации.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике Москва, м. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий