Репетитор по математике о методе «хи-хи»

Война с ученическими ошибками самого разного типа и профилактика их возникновения на различных стадиях изучения математики – важнейшее звено стратегии работы с учеником. После того, как репетитор по математике заметил ошибку, помарку или даже неточность, необходимо указать на нее и позаботится о предупреждении аналогичной ситуации в будущем. Существует множество способов акцентирования внимания к допущенным ошибкам:

  • Репетитор по математике исправляет брак и переходит к проверке следующего задания
  • Подробно останавливается на ошибке для ее профилактики

Работа по первому сценарию возможна только для сильных детей. Им часто достаточно одного взгляда на проблему (под определенным «логическим углом») и она больше не вернется (если это не ошибка от невнимательности). Со слабым учащимся репетитору по математике приходится изрядно повозиться. Иной раз для запоминания формулы или правила требуется провести отдельный урок на специальных заданиях, активизирующих работу памяти. Впрочем, существуют альтернативные формы

Как репетитор по математике добивается запоминания?

Известно, что качество усвоения информации во многом зависит от эмоционального фона, сопровождающего конкретный вид деятельности человека. Чем больше радости и позитива принесет ученику урок репетитора по математике, тем дольше и прочнее изложенная информация будет храниться в его памяти.

Одним из способов получить положительные эмоций от занятия является юмористический стиль работы, при котором репетитор смешит ученика. Назовем этот прием так: «метод хи-хи». В чем он заключается? Все очень просто. Репетитор по математике сопровождает объяснения (или комментарии) по ходу решения задачи какими-нибудь смешными аналогиями, сравнениями изучаемого с реальными процессами, жизненными ситуациями. Если ученик хотя бы раз улыбнется /рассмеется (в рамках соответствующей тематики урока) – можно с большой вероятностью говорить о том, что информация закрепиться в памяти.

Можно показывать абсурдность преобразований, вычислений, переносов или сокращений в их реальных аналогах . Нужно «оживить» математику, найти операциям, знакам, буквам /числам в записях решений какие-то простые одушевленные образы. Каждый репетитор по математике изо дня в день наблюдает в тетрадях учеников переносы слагаемых из одной части уравнения в другую. Давайте представим себе, что знак равно – это дверь между квартирой и улицей, а процесс перемещения слагаемого – вход или выход из квартиры. Что мы делаем, когда мы входим или выходим из помещения? Правильно. Переобуваемся. Этот процесс можно сравнить со сменой знаков минус и плюс при переносе слагаемого. Если ученик пропустил смену, то репетитор по математике отреагирует на это таким образом: «Слагаемое вышло в тапках на улицу».

Иногда для отработки алгоритма решения требуется выработать четкую моторику действий (письма). Например, для того, чтобы ученик не упустил слагаемое в процессе преобразований, репетитор по математике устанавливает четкий порядок их переноса. Для записи той или иной части уравнения я советую начала переписывать то, что сохраняет расположение, а уже затем вписывать (с противоположными знаками) перенесенное. Казалось бы, простая задача, однако репетиторы по математике постоянно исправляют промахи, связанные с переносами. Моторные ошибки – бич для многих учеников.

Какое «Хи-хи» предлагает репетитор по математике для отработки правила переноса?

Представим себе что слагаемые, как люди, ходят друг к другу в гости. Одна часть уравнения, например левая, — это квартира с хозяевами, а другая – с гостями, которые отправляются к первым на праздник. Сначала дверь открывает хозяин, а уже затем в квартиру входят гости :). Примем такой порядок для ведения записей. Если ученик сначала переносит, а затем вставляет «хозяина», репетитор по математике вставляет замечание: «Гость пришел раньше хозяина». Уместно будет напомнить о том, что всех гостей еще надо не забыть переобуть. В случае, если это забудется на выручку приходит очередное хи-хи репетитора по математике : гость сел за стол в грязных сапогах» :)))

Обладающий фантазией репетитор может найти запоминающиеся смешинки практически в любых темах, операциях и правилах школьной программы. Кусочки алгоритмов решений частенько напоминают реальные действия или процессы. Главное — научиться их открывать. Имея перед глазами яркие примеры и сравнения, математика перестанет казаться ученику тяжелым и скучным предметом. Необходимая моторика работы с алгоритмами быстрее вырабатывается, а ошибки легче запоминаются.

На этой странице я буду делиться подмеченными аналогиями и надеюсь, что Вы дополните каталог аналогий своими примерами и образами. Пока он находится в начальной стадии наполнения. Делитесь с другими репетиторами по математике инновационными подходами к объяснениям. С великим удовольствием опубликую описания Ваших «Хи-хи» на страницах своего сайта.

Многообразие типов ошибок, допускаемых детьми, заставляет репетитора по математике рассматривать самые разные пути их искоренения, вплоть до экзотических. Для улучшения микроклимата занятий важно продумывать содержание каждого урока и чем-нибудь радовать ученика. Положительные эмоции, полученные от репетитора позитивно скажутся на частоте появления ошибок. Присылайте интересные задачи и делитесь любимыми приемами работы. Успехов в Вашем нелегком деле!

Колпаков А.Н, репетитор по математике, Колпаков А.Н. Москва, м.Строгино. м.Щукинская.

{ 6 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Наталия 6 января, 2014 в 17:57

Спасибо, Александр Николаевич, за прекрасный метод «хи-хи» Полностью согласна, что учиться надо весело! С новым годом и успехов!

Галина 11 июня, 2014 в 14:39

Спасибо, Александр Николаевич, за ваши «находки», я тоже использую этот метод в некоых моментах. У меня раскрытие скобок(распределительное свойство умножения) ассоциируется у каждого ученика с «раздачей конфет» и всегда сопровождается хи-хи. Зато как запоминается…

Тамара 15 октября, 2014 в 14:30

По вашему опыту, по какому учебнику лучше учить в 10 классе, после Макарычева (Мнемозина).

Колпаков А.Н. 15 октября, 2014 в 17:57

Лучший задачник — Мордкович, хотя как учебник он не очень. Хороших учебников вообще нет, везде есть какие-то несогласованности…мелкие

Галина 6 декабря, 2016 в 22:27

Спасибо, Александр Николаевич)).Понравился ваш метод.
У меня метод переноса слагаемых-переход ручья вброд))!
Удачи Вам и успехов всяческих!

Колпаков А.Н. 10 декабря, 2016 в 5:31

Галина, здравствуйте! Вброд — это как? Расскажите подробно!!! Как ребенку, переходя вброд, запомнить, что знак у слагаемого меняется? Какая ассоциация используется?

Оставьте комментарий