C4 c прошлогоднего ЕГЭ по математике 2014г. Решение репетитора
Вниманию репетиторов по математике 2014 и учеников предлагается решение реальной задачи С4 (планиметрия) с одного из вариантов проведенного позавчера экзамена ЕГЭ.
Задача C4.
В остроугольном треугольнике АВС проведены высоты и
, пересекающиеся в точке H.
a) Докажите что
b) Найдите BC, если AH=21 и
Решение репетитора по математике:
а) Продлим отрезок AH до пересечения в точке со стороной BC. Так как все высоты пересекаются в одной точке (это точка H), следовательно
— высота.
В треугольниках
и
две пары равных уголов (
— общий и углы
и
— прямые) Cледовательно последняя пара углов — тоже равная, поэтому
б) Так как вокруг
можно описать окружность, которая будет описана еще и вокруг треугольника
. Так как
— ее диаметр. По теореме синусов для
имеем:
Откуда получаем, что
Ученику хорошего репетитора по математике должен быть известен факт о том, что треугольники и
подобны с коэффициентом, равным косинусу полного угла A.
Поэтому оставим без подробного объяснения равенство:
откуда
Мой прогноз относительно содержания задачи С4 сбылся полностью. Я поставил себя на место составителя ЕГЭ по математике и попробовал найти характерный тип планиметрической задачи С4, который не предлагался в прошлые годы, но был любим экспертами математиками из-за насыщенности различными фактами — свойствами. Выбор пал на тему «ортоцентр» (точка пересечения высот) с проникновением в скрытый от учеников, но хорошо известный репетиторам по математике мир описанных окружностей вокруг оснований высот. И угадал. Две мои ученицы уже успели отзвониться и подтвердить успешное решения задачи С4. Посмотрим каков будет итоговый балл.
С уважением, репетитор по математике для ЕГЭ, Колпаков А.Н, Москва
{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }
«Ученику хорошего репетитора по математике должен быть известен факт о том, что треугольники AC_1B_1 и ACB подобны с коэффициентом, равным косинусу полного угла A.»
А по какому учебнику планиметрии надо работать, чтобы быть в курсе таких фактов?
Хороший вопрос. На самом деле существует множество не очень сложных, но очень полезных для задач фактов, которые не находят достойного места в школьной программе по математике (один из них был использован в объяснении). Это не является каким-либо изъяном или недосмотром программы. Всего не уместить в учебнике, каким бы хорошим и полным он ни был. Тем более если идет речь о школьном курсе. Более того, отсутствие в учебниках некоторого полезного массива информации дает любознательным учащимся и их преподавателям «пищу для размышлений», пространство для воплощения эвристического подхода в обучении. При таком положении вещей репетитор по математике в сочетании с собственным стремлением ученика знать больше является, пожалуй, единственным средством к получению дополнительных знаний.