О выборе стратегии занятий репетитором по математике

by Колпаков А.Н. on 28 сентября 2010

Еслиговорить о размеренных, неторопливых и постоянных занятиях с репетитором по математике, то здесь существуют несколько возможностей для их организации и содержания:
Существует масса вопросов, на которые репетитор должен ответить прежде чем выбрать правильную систему работы с учеником :

1) Идти ли с опережением школы на «одну тему вперед»?
Такое возможно, если репетитор по математике уверен, что ребенок справится как минимум с двумя темами сразу: cо школьной текущей и с домашней.
Стратегия рекомендуется репетитору по математике, если

  • Ребенок жалуется, что школьное объяснение он не понимает. Если это случается, то школьный урок для него пройдет впустую. Он потеряет возможность осмысленно практиковаться в решении примеров, и время школьного урока пройдет впустую. Также нужно подстраховаться на случай, если на новую тему его вызовут к доске.
  • Некоторые темы в прошлом были даны на самостоятельное изучение. Велика вероятность того, что ситуация повториться в будущем.
  • Репетитор по математике работает только со школьным учебником и базовыми дидактическими материалами, а в школе успевают решить большую часть параграфа. Тогда велика вероятность того, что ребенок перепишет из своей школьной тетради «выполненное» домашнее задание для репетитора.

2) Как заниматься ликвидацией пробелов? На базе текущего материала (по мере использования тем) или отклониться от школьного плана и начать с нуля?

Очень сложный вопрос, не имеющий рекомендаций без детального изучения глубины и содержания пробелов. Единственное

3) доказывать ли теоремы?

Если частота занятий не реже 2-х раз в неделю — да, но при определенных способностях ученика. Здесь репетитор по математике должен еще заметить насколько ученик придает значение ведению тетрадей и насколько он пытается разбираться в материале по своим записям. Доказательства придется отдельно выписывать готовить их к пересказу без участия репетитора на основе таких записей. Если прошлые тетрадки терялись или не открывались после их завершения, то доказательства ждет та же учесть.

4) давать ли контрольные работы?
Ошибки видны и без них. Однако, если ребенок не мотивируется без оценок или его расслабляют занятия в домашних условиях, то маленькая контрольная в конце урока на оценку заставит его собраться.

5) Решать ли с учеников его домашние задания?
При достатке времени, я стараюсь опередить школу и разобрать с учеником все возможные типы задач, которые могут быть заданы на дом. Если занятие проводится не сразу после школы — лучшей стратегией будет разбор только того, к чему ребенок приступал, но у него не получилось. Если устраивать масштабные решения домашних заданий, то вместо того, чтобы решать проблемные задания, требующиеся именно в данный момент данному ученику, то репетитор по математике рискует потратить большую часть времени впустую на те задачи, которые уже разобраны и, возможно, на те задачи, которые не дают ребенку оптимальной умственной нагрузки. Отсюда не рациональное использование времени.

6) Спрашивать ли доказательства?

Если репетитор по математике чувствует, что ребенку для решения задач достаточно убедиться в том, что применяемая теорема, а развитие логического мышлении не входит в планы репетитора и родителей, то доказательства спрашивать не обязательно. Тогда для них можно не заводить теоретической тетради и проводить объяснения внутри рабочей. Также не стоит заниматься опросами, если ребенок медлительный. В этом случае репетитор по математике просто растратит все драгоценное время на не самое мощное средство для запоминания. Ученик будет подолгу делать рисунки к теоремам по геометрии, подолгу вспоминать, что и как оформляется, в каком порядке, когда как формулировать условие теоремы и т.д.

7) Заниматься ли отдельно заучиванием теорем и формул на уроке или для этого достаточно решать много задач?

Лучше всего заучить формулы, а уже потом решать задачи. Так можно гораздо больше задач в перспективе. Если ребенку не удается сразу запомнить формулы, то репетитору по математике лучше предложить для него отдельные упражнения. Письменные и устные. В начале и в конце каждого урока. Также неплохо бы дать такие задания на дом. О том, как организовать эту работу вы можете прочесть в моей статье: Общие вопросы методик заучивания формул и на странице Методика заучивания формул по тригонометрии.

8) Поручить ли заучивание теории самому ученику или учить все необходимое на самих уроках?

Если ребенок ответит репетитору формулы в конце занятия, значит ему достаточно практики решения задач. Однако, мои наблюдении за учениками говорят о том, что это встречается в 10-15% процентах случаев.

Продлжение читайте на следующей странице
Колпаков А.Н. Репетитор по математике.

Страницы: Назад 1 2 3 Далее

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий