Особенности проведения первого урока репетитором по математике

by Колпаков А.Н. on 10 августа 2011

Индивидуальное преподавание — интересное и одновременно с этим тяжелое занятие. В отличие от школы хороший репетитор по математике выбирает методику для каждому конкретного ученика в зависимости от его уровня и поставленных родителями целей. Поэтому огромное значение преобретает диагностика состояния знаний, навыков и способностей учащегося. Как правило, она выполняется репетитором на первом же уроке. О нем и поговорим.

Казалось бы, какие здесь могут возникнуть сложности? Кажется, что репетитору и делать то ничего и не нужно. Достаточно дать задание и дело в шляпе. Ученик сидит решает, а репетитор просто наблюдает за происходящим. Но на практике не все так гладно и просто.

Распространены пробные уроки и полноценные занятия. И те и другие очень сложно планировать и проводить. Почему? Дело не только в том, что репетитор не знает ни навыков будущего ученика, ни его способностей, а в том, что родители придают первому знакомству с преподавателем слишком большое значение. Поэтому часто присутствуют на первых уроках, а иногда даже вмешиваются в обсуждение математических вопросов. Один раз мама Заранее неизвестно, во что они встрянут и какие представления имеют о том, что такое хороший репетитор по математике. Некоторые родители используют начальное занятие не для проверки ученика, а для проверки преподавателя. Конечно, кому захочется доверить подготовку к ЕГЭ по математике непрофессионалу?

Меня всегда удивляло требование провести первый урок не в учебном, а в ознакомительном ключе. «Нам нужно определиться с репетитором. Мы хотим встретиться, познакомиться и просто поговорить с вами», — в такой характер будущего урока будущего урока не редко обсуждается с родителями. Или так : «Мы проведем обычное занятия и определимся, заниматься с вами или нет». Я понимаю, что многие обеспокоены качеством обучения своего ребенка и не доверяют первому попашемуся репетитору математики такую ответственную работу, как подготовка к ЕГЭ. Однако оценка, которая дается репетитору ничего кроме эмоцинального наполнения не имеет. Несколько раз слышал от родителей Вы отзанимайтесь, а мне ребенок потом скажет, полнимает он вас или нет". Если расказывать тему на первом уроке, то вполне может что-то и не понять. Это абсолютно нормально, ибо объяснение может не уложиться в систему имеющихся у ребенка навыков. Дело не в самом факте непонимания, а в том, как репетитор по математкие его снимет. Если ребенок чтото не поймет, то я это увижу и предприму на ближайших уроках определнные шаги. Поэтому оценивать репетитора по первым часам знакомства — неразумно.

Первый урок, даже если он полностью учебный, репетитор обычно тратит на то, чтобы рассмотреть ученика. У последнего цели другие. Он изучает репетитора и для оценки качества объяснений ждет, когда ему, наконец, что-то начнут рассказывать. Но перед тем, как что-либо объяснить, нужно понять каков уровень знаний. Получается замкнутый круг. Ребенок не получает от репетитора по математике того, что хотелось бы, а вместо этого попадает в условия приближенные к экзамену. Психологически это очень тяжело, ибо никому не хочется показывать свои проблемы. Слабый ребенок начинает волноваться и только усложняет репетитору по математике диагностику. Кроме этого ученик может подумать, что репетитор по математике всегда таким образом ведет свои уроки. В результате он говорит маме, что ему не понравилось и мама отказывается от дальнейших встреч. Сами того не ведая, родители пропускают хорошего репетитора только потому, что он не показал себя вовремя.

Я часто сравниваю работу репетитора с работой врача, а первый урок с анализом крови. Молодой пациент пугается и отказывается от лечения.

Часто на первом уроке преподавателя мучают вопросами о прогнозах сдачи экзаменов или перспектив повышения успеваемости, на большинство из которых невозможно ответить однозначно. Например: «Как вы считаете, сколько занятий нужно, чтобы подготовиться к ЕГЭ?» Или спросят: «Сколько баллов мы наберем на экзамене?» Недавно я услышал такое «Ваши ученики хорошо сдают ЕГЭ?» Меня всегда удручали такие вопросы. Это все равно, что спросить у продавца в магазине: «У вас все продукты свежие?» Можно подумать, что Вам ответят «не все». Так и хочется сказать: «Нет, все мои ученики заваливают ЕГЭ, и вы обязательно попадете в их число»:) Эх, ответил бы так, но боюсь что юмор не оценят. Если репетитор по математике вздумает так пошутить – это дорого ему обойдется, ибо чувством юмора педантичные, чрезмерно подозрительные и дотошные родители не обладают.

Практика показывает, что эта категория учащихся оказывается наименее обучаемой, ибо в ней все внимание направлено на репетитора, а не на себя, Репетитор, словно официант в ресторане, должен обслужить клиента быстро и качественно. Так, чтобы самим работать по минимуму, а спросить с преподавателя по максимуму. С математикой такой номер не проходит. Нужно трудиться долго и упорно.

Смешанный урок (беседа + тест) ставит перед репетитором еще большие проблемы: трудно планировать занятие. Заранее неизвестно, сколько времени потребуется, чтобы родители составили представление о репетиторе и меньше возможностей остается заполнить оставшуюся часть «занятия» каким то содержанием. Финансовая сторона тоже оказывается под вопросом, ибо полноценный урок не проводится.

При очной беседе, как правило, родители повторяют сказанное по телефону, а если репетитор по математике нанимается для подготовки к ЕГЭ, то обычно открывают обсуждение вариантов выбора учебного заведения, престижности того или иного ВУЗа и необходимого количества баллов. Причем реально оценить свои силы могут не все. Каких только запросов мне не доводилось слышать. Ребенок путается с решением обычного квадратного неравенства, а от репетитора по математике требуют не менее 75 баллов на ЕГЭ. Как тут поступить? Сказать, что это нереально – значит потерять ученика.

Гарантии репетитора по математике

Когда у репетитора спрашивают о гарантиях определенных результатов, то обычно или не понимают что такое обучение, или поднимают тему только потому, что больше не о чем поговорить. Репетитор по математике – это не мастерская по ремонту холодильников и не торговая фирма. Невозможно контролировать мышление другого человека. Никак. Можно создать оптимальные условия для его развития. Я гарантирую, что темы будут методически правильно выстроены, а объяснения понятны. Но гарантировать сдачу ЕГЭ по математике на тот или иной балл не может никто. Если Вам такое обещают, то в рекламных целях.

Как правило, я не охотно работаю с клиентами, которых интересуют гарантии. С ними очень сложно построить нормальную систему учебных отношений. Они крайне недоверчивы и чрезмерно требовательны в формальностях. В конечном итоге это сказывается и на отношении ребенка к репетитору и на желании заниматься. Помимо всего прочего, я заметил, что именно такие учащиеся намерены получить от занятий максимум, не прикладывая к этому особых умственных и физических усилий. И как правило ставят перед репетитором математики наиболее трудные и порой невыполнимые задачи.

Подозрительность родителей иногда поражает. Недавно пришел ко мне один ученик по рекомендации. Казалось бы, меня посоветовали, рассказали об уроках, ребенок поступил в МГУ. Что еще нужно? Но тем не мене на первом уроке (до тестирования!!!!) обсуждаются гарантии, мои результаты с последнего ЕГЭ. И не только мама, а сам школьник заявляет: «мне нужно с вами побеседовать, чтобы определиться». И начинает задавать вопросы. В таком случае я понимаю, что подготовке к ЕГЭ по математике интересует его в последнюю очередь. В школе тройка, а нужно 80 баллов. Что делать? Конечно, протестировать как можно больше репетиторов.

Даже если содержание первого уроак родители оставляют на усмотрение преподавателя, нужно понимать, что ребенок будет чувствовать определенный дискомфорт в случае проведения с ним жесткого тестирования. Что это такое? Это когда репетитор дает тест в виде контрольной работы и на протяжении всего занятия следит за каждым движением ученика и пытает его вопросами по всему курсу математики: «что такое синус угла?», «сформулируй теорему косинусов», «выпиши формулу разложения квадратного трехчлена на множители» и т. д. Безусловно, репетитор математики обязан выявить пробелы, но ребенок ждет другого и уж никак не захочет попасть на первом же уроке под пресс обстановки, близкой к экзамену.

Свои проблемы люди не охотно раскрывают перед другими. Особенно если их много. И после такого общения с репетитором ученик скажет маме, что ему не понравилось. К чему это приведет? Правильно, первый урок окажется последним. Именно поэтому я советую репетиторам математики чередовать на нем тестовые задания (разных уровней) с объяснениями. В начале дается комбинированная задача. Если она не получается, предлагаются ее элементы в отдельности. Если и с ними проблемы, то репетитор приступает к объяснению решения. По крайней мере будет понятно, на каком уровне они нужны. И репетитору польза и ребенку приятно. Особенно в начале сентября.

В заключении скажу, что договоренности с родителями по телефону вовсе не гарантируют то, что он будут выполнены. Ученик может забыть тетрадь, а родители могу неожиданно попросить провести только половину занятия. Урок иногда отменяется за полчаса до его начала. К сожалению, репетитор по математике всецело зависит от единственного ученика «в своем классе». Как тут не позавидовать школьным педагогам, у которых все и всегда проводится по плану.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике,Москва

{ 3 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Татьяна Сергеевна 10 августа, 2011 в 1:42

Уважаемый Александр, хотела бы поблагодарить вас за такой замечательный сайт,нахожу в нем много интересного и полезного.Я также являюсь репетитором по математике и конечно же приходится проводить первые занятия.Я занимаюсь на дому и у меня отсутствует такая головная боль как поездка в общественном транспорте. Это небольшой плюс в моей работе. С вами позволю себе не согласиться в том, что родителям и детям не нужно определяться после первого занятия. Я убеждена,что только после первого занятия нужно договариваться. Сначала я рассказываю родителям, что репетиторы (не только они, а все кто в «в теме») работают по «прошедшему ЕГЭ» и прогнозировать баллы никто не может кроме МИНОБР. После написания нового ЕГЭ чиновники установливают систему перевода первичного балла в тестовый (например, в 2010 за задание В1 давался 1 первичный балл,который переводился в 11 тестовых,в 2011 году за тоже задание давали 8 тестовых (по слухам,т.к. ЕГЭ-это большой чиновничий секрет)). Далее берем тест ЕГЭ и начинаем его решать, родители спокойно читают журнал и нам не мешают. Если ученик слабый, решаем В1,В2,В3 (линейное или квадратное),В5 и В6. Как правило, многие фигур не знают и формул площадей тоже. Вот на этом и останавливаемся. Записываем формулы, чертим фигуры, а после закрепляем заданиями по теме (с подсмотром в тетрадку).На занятии я наблюдаю как ребенок «схватывает», как слушается меня и т.д. После занятия разговариваю с родителями об организационных моментах (о д/з ,об оплате,о том количестве часов которое я рекомендую) И всегда говорю: «Прийдете домой,поговорите с ребенком,обсудите,если что я жду звонка и будем заниматься». Очень важно друг к другу присмотреться. Бывает такое,что репетитор отличный, но нет с ним «коннекта». Пожелаю преподавателям математики поменьше расстраиваться из-за неудачных первых занятий, это никак не влияет на ваш профессионализм, глупее не станете,если ученик с родителями не захочет далее продолжать занятия.

Колпаков А.Н. 11 августа, 2011 в 17:38

Каждый репетитор проводит первый урока по своему. Полноценный тест уровня математического развития ученика по начальным заданиям вариантов ЕГЭ провести не получится в силу их узкой направленности. Я никогда не решаю варинты ЕГЭ с новым учеником на первых уроках. Предпочтительнее комплексный подход. Иной раз выгоднее порешать классические задачи, потестировать память и iQ уровень, а уже на этих результатах строить стратегии занятитй. Еще важно в какой период пришел школьник к репетитору математики. Если впереди до ЕГЭ еще год и два то из всего варианта можно решать только несколько номеров. Это не есть полноценное тестирование.

Анна Федоровна 13 января, 2014 в 21:04

Комментарий к статье на сайте
Александр Николаевич, Вы очень верно сказали о невозможности предоставления ГАРАНТИЙ сдачи ЕГЭ на определенный балл. Я лично считаю, что от таких родителей и учеников лучше сразу отказываться, поскольку они заранее перекладывают всю ответственность за результат обучения на репетитора. А львиная доля успеха на экзамене, в том числе и по математике, зависит от самого ученика. Например, в одном и том же классе у одного и того же учителя есть и отличники, и двоечники. Если бы все зависело только от преподавателя, то результат бы был у всех одинаковый :) Лучше на этапе первой беседы потерять ученика, чем регулярно тратить нервы и психологическое здоровье. А на место неадекватных всегда придут люди, достойные внимания и реально оценивающие свои возможности. Успехов вам! Ваш коллега — репетитор по английскому.

Оставьте комментарий