Не мешает ли Вам репетитор по математике думать?

by Колпаков А.Н. on 22 октября 2011

Вырастить математика – очень и очень непросто. Это знают все репетиторы, кто хоть как-то соприкоснулся с проблемами индивидуального обучения и реальным уровнем способностей слабого ученика. Тем не менее, прослеживается огромное желание большинства родителей к тем преподавателям, кто умеет сформировать у ребенка устойчивые знания. Как вести уроки? Что задавать и какими словами объяснять программный материал? Должен ли репетитор по математике плестись за школой или стоит предложить свою тактику занятий с независимой последовательностью изучения тем? Вопросов очень и очень много.

Казалось бы, рядом с ребенком сидит репетитор по математике, что-то ему объясняет, что-то решает, что-то задает, ученик вроде бы его слушает и даже выполняет какие-то домашние задания, но существенного улучшения успеваемости не видно. В то же время сверстники демонстрируют лучшие результаты иногда без какого-либо репетитора вообще. В чем же дело?

Я долго размышлял на эту тему, каждый раз представляя себя на месте ученика, пробуя разные системы объяснений, упражнений и стратегий ведения уроков. Все это очень важно, но только тогда, когда репетитор по математике понимает главное: знания могут придти исключительно при самостоятельных и регулярных размышлениях ребенка над содержанием и применением математических законов. Возникает вопрос: если школьнику нужно пытаться самому разбираться в темах и формулах, то тогда какую роль играет личный репетитор математики? Может и вовсе не стоит обращаться за дополнительной помощью и «отпустить» ученика? Думаю, что Вы и сами понимаете, какие результаты ожидают Вас в 11 классе при такой демократичной политике. Подготовка к ЕГЭ по математике окажется бесполезной тратой сил, времени и денег, ибо уже ни один репетитор не спасет «позднего абитуриента».

Если все таки Вы осознаете, что репетитор необходим, то, для Вас очевидна одна из целей индивидуальных занятий – контроль за учеником. Я бы выделил ее как некую программу минимум и в случае отказа от чего-то большего посоветовал бы не тратить лишние деньги и нанять репетитора по математике из числа студентов. Опыт преподавания здесь не играет особой роли, главное чтобы студент имел определенное влияние на ребенка и мог заставить в случае необходимости открыть учебник, прочитать параграф, послушать или посмотреть решение той или иной задачи. Такие занятия имеют крайне низкую вероятность максимального роста (до предела способностей ученика) и сравнительно небольшую степень охвата материала, ибо генератором состава задач оказывается сам ученик. Репетитор только следит за правильностью решений и исправляет ошибки, возникающие при выполнении «домашки».

Если все-таки заниматься полноценным развитием (желательно с малых лет) и не надеяться на то, что ученик сам «заведет» себя, то от репетитора по математике потребуется совершенно иной уровень организации занятий. Кроме подготовки заданий репетитору необходимо регулярно проводить активную разъяснительную работу. Что это значит? В большинстве случаев это означает описание математических процессов словами. Здесь и проходит та самая тонкая грань, невнимание к которой со стороны репетитора по математике порождает многие его промахи и неудачи.

Дело в том, что каждое произнесенное слово требует времени на осмысление и обработку его смысла. Мало того, что слово не является математическим понятием и часто не может точно передать суть того или иного символа или операции, так оно еще и мешает ученику заниматься самым главным – думать!!!! От того, насколько репетитор по математике сумеет гармонично использовать слова для своих объяснений, насколько удачно будут выбираться моменты для описаний и насколько краткими они окажутся, будет зависеть степень и качество усвоения материала.

Действительно, представьте себе, что Вы о чем-то задумались, какая то мысль проскочила у Вас в голове, а в это время репетитор по математике заставляет Вас что-то посчитать такое, что ему кажется более важным. Вам бы сосредоточиться, прокрутить в голове логику математического объекта, как вдруг репетитор начинает что-то говорить. И свою ошибку пропустите и поступающую от репетитора информацию не переварите.

Все лучшие мыслители прошлого и настоящего, все лучшие умы планеты в периоды размышлений над научными проблемами уединялись, закрывались от внешнего мира. Почему? Любой шорох или любая фраза, произнесенная кем-то рядом, мешает концентрировать внимание на числах. Включите телевизор и попробуйте сделать под него домашнюю работу. Даже если громкость будет близка к нулю, скорость и точность Ваших размышлений над задачами окажется ниже по сравнению с работой в абсолютной тишине. Независимо от того, как хорошо Вы знаете математику. А теперь представьте себе, что Вы ученик, причем не самый сильный и в данный момент пытаетесь отследить какие-нибудь результаты вычислений или преобразований. Репетиторское присутствие Вам не помешает? Непростой вопрос. Если репетитор по математике то и дело вставляет мутные комментарии, например, в момент вычисления дискриминанта, то ничего кроме шумовых помех они не вызовут. Получается парадоксальная ситуация: c одной стороны без слов не сложится урок, а с другой стоны они могут помешать размышлениям. Ребенок часто ждет от репетитора каких-то команд для выполнения, вместо того, чтобы отключится на какое-то время и привести в порядок свои мысли.

Мы подошли к одному из критериев оценки уровня профессионального мастерства репетитора по математике: квалифицированный преподаватель умеет выбирать моменты и содержание своих объяснений так, чтобы не перебить ими процесс размышлений ученика над задачей, формулой или теоремой.

Рекомендации начинающему репетитору математики

Важно не говорить «под руку». Если ученик что-то пишет, то пусть пишет, не мешайте ему. Если нужно сказать что-то важное, дождитесь записи последнего знака и скажите: «Послушай меня. …». Необходимо следить его глазами школьника. При отсутствии внимания с его стороны ваши слова пройдут мимо ушей. Если глаза «бегают», взгляд неустойчивый и не направлен ни в тетрадь, ни в Вашу сторону, то, скорее всего, ученик Вас не слушает. Нужно сказать: «Отвлекись от своих мыслей! Внимание на то, что я сейчас скажу!» (важна интонация в голове). Ученики сразу выделяют интонирование из монотонного ритма обычных слов и фраз и собираются.

Многие дети не знают, как именно надо слушать репетитора и что при этом можно делать. Типичный признак отвлеченного внимания: ребенок начинает раскручивать ручку, вытаскивает стержень или что-то рисуют в черновике. Это недопустимо и если такое происходит, то, скорее всего, преподавателю не удалось подобрать для маленького ученика простые и понятные слова. Важно объяснить, что когда репетитор по математике начинает что-то говорить и показывать (указкой – карандашом), то нужно смотреть именно на кончик этого самого карандаша, а не в окно.

Одной из проблем передачи знаний является блокировка информационных каналов, которые активно включаются в работу при полной мобилизации внимания. Неудачные слова его только рассеивают. Ребенок привыкает к определенной терминологии на школьном уроке и испытывает некую неловкость, когда репетитор по математике употребляет вроде бы знакомые слова, но в не характерном и непривычном сочетании. Ребенок сразу замыкается, ибо ему кажется, что он где-то упустил их смысл. Преподаватель должен чувствовать такие моменты.

Важно научиться выдерживать паузы. Нельзя сразу же рассказывать решение задачи, даже новой. Ученик должен как минимум перечитать условие (и не один раз), вникнуть в вопрос. Репетитору в этот момент лучше всего пару минут посидеть молча.

Репетитор по математике, Колпаков. А.Н (Москва, Строгино)

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий