Если Вас не устраивает репетитор по математике

by Колпаков А.Н. on 22 марта 2012

Рассмотрим ситуацию, довольно часто возникающую в практике индивидуального обучения: Вас не устраивает репетитор по математике. Было проведено некоторое количество занятий и что-то не понравилось. Бывает. За последние несколько лет жалобы родителей на репетиторов по математике приходится выслушивать регулярно .

Здесь нет ничего удивительного. Сегодня интернет предоставляет возможность любому желающему провести частный урок. Было бы желание. Если человек помнит о том, как сложить дроби или как решить задачу на части, то считает возможным поработать репетитором по математике в 6 классе. Если умеет раскрыть скобки и разложить многочлен на множители, — объявляет себя репетитором по математике для 7 класса, если хотя бы немного разбирается в дробных уравнениях, неравенствах и квадратичных функциях, то подается в репетиторы по подготовке к ГИА. К сожалению, все это реальность наших дней.

В преподаватели переходят все кому не лень, вне зависимости от рода деятельности и образования. Отсутствие педагогического образования уже давно никого не смущает. Оно, кстати, не является самым большим недостатком репетитора. Иной раз к ученику приходит репетитор без достаточной математической подготовки. В этом году уже двое таких преподавателей обращались с просьбой научить их решать задачи с2 на ЕГЭ. Грустно все это.

Для поиска учеников нужно всего лишь зарегистрироваться на любом репетиторском портале. Новый репетитор по математике сразу же попадает в поле зрения штатного администратора сайта и имеет все возможности получать учеников. Сами администраторы мало что понимают в учебных программах и проблемах, поэтому назначают репетиторов по формальным характеристикам: предмету (математика — высшая математика – физика – химия-английский язык), району проживания, стоимости урока и даже полу. И мало кто может оценить уровень профессионального мастерства и специализацию репетитора.

Недостаточная компетентность посредников является одной из причин того, что подобранный репетитор по математике в 5 классе не в состоянии толком объяснить ребенку понятие «скорость сближения», «путь сближения» и другие простые термины. Я уже не говорю о правильной дидактической «подкладке» под эти понятия. Сами сайты практически не занимаются оценкой работы репетиторов и редко проверяют достоверность предоставленной ими информации . У сайтов другие задачи: раскрутить портал большим количеством анкет и в конечном свести репетитора с родителями как можно быстрее (чтобы не потерять клиента). Стандартным вознаграждением за подбор является цена одного урока. Типичная посредническая услуга. Не более того. В итоге проведение столь важного и ответственного мероприятия, как подготовка к ЕГЭ по математике, доверяется «cпециалисту», не умеющему решать задачи даже среднего уровня сложности, какими являются номера С2 с ЕГЭ.

Что делать, если Вы не довольны результатами занятий? Менять ли сразу же репетитора? Или дать ему спокойно работать дальше? Не все так однозначно, ибо ситуации могут быть самыми разными. Иногда родители недостаточно взвешенно подходят к учету условий, в которые помещается репетитор по математике, и неправильно оценивают качество его работы. Всем нужен результат, но, к сожалению, не всегда можно добиться поставленных целей. Какие бы совершенными ни были методики. Если перед репетитором изначально ставятся невыполнимые задачи, то никакие смены – перемены не принесут ожидаемого результата .

Для того, чтобы помочь родителям разобраться в сложных взаимоотношениях с репетитором и научиться правильно оценить его действия, я решил описать некоторые типичные проблемы, часто возникающие на практике. Постараемся ответить на главный вопрос: «Когда нужно менять репетитора по математике, а когда лучше оставить все как есть?»

Часто встречающиеся жалобы на репетиторов

  • Не устраивает уровень знаний репетитора по математике

Эту проблему обычно выявляет сам ученик. Особенно часто подобные ситуации возникают при подготовке к ЕГЭ по математике, когда нужен высокий балл и хорошая практика решения последних номеров «С» части. Безусловно, лучше отказаться от данного репетитора и как можно раньше.

  • Репетитор не занимается текущими проблемами и темами

Мне приходилось слышать от родителей такое: "Мы наняли репетитора по математике в 9 классе для подготовки к ГИА, а он уже который урок решает с ребенком примеры на арифметические действия». В этой ситуации необходимо внимательным образом изучить содержание примеров . Если отрабатываются однотипные операции , в которых ученик к тому же не допускает ошибок – нужно задуматься о смене преподавателя. Если в каждом втором примере ошибки (особенно выборе порядка действий), вряд ли стоит упрекать репетитора в построении неверной схемы занятий.

  • Не устраивают оценки в школе

Внимательно изучите то, как они ставятся, ибо школьные учителя далеко не всегда объективны. Мне приходилось сталкиваться с явным занижением оценок только по причине того, что ученик не выполняет формальные требования преподавателя. Пару раз я был свидетелем того, как снижалась оценка из-за отсутствия знаков «;» в конце строк. Дисциплинарные «неуды» ставятся довольно часто и не могут служить оценкой уровня профессионализма репетитора.

  • Ребенок не понимает репетитора

Отмечу, что первые объяснения на первых уроках имеют достаточно высокую вероятность быть не донца понятыми. Это не является поводом, чтобы сбежать от преподавателя. Главное, понять, корректирует ли репетитор по математике свои объяснения в зависимости от их результатов, фиксирует ли провалы в понимании и строи ли дальнейшие уроки с учетом этих наблюдений. Математика — логически связная субстанция, в которой одно сцеплено с другим. Темы, как этажи высотного дома, опираются друг на друга. Если у ребенка нет никакой базы знаний и умений вообще, то Ваш репетитор по математике в самом начале подготовки к ЕГЭ будет лишен каких-либо средств для объяснений. Новый репетитор окажется в точно такой же ситуации. По крайней мере, на первых уроках. Если понимание не приходит в течение двух-трех месяцев активных регулярных занятий, то стоит, конечно же, сменить наставника .

  • Ребенок не справляется с задачами, которые дает репетитор по математике

Это далеко не всегда является признаком некачественной работы преподавателя. Задания должны быть максимально близкими к порогу возможностей ученика. Если задавать только то, что получается, — не будет движения вперед и не будет развития. Умный репетитор по математике всегда предложит трудные задачки «на вырост», необходимые для поддержания должной мыслительной нагрузки. По количеству и характеру нерешенного можно судить о текущем состоянии ученика. Тренировка умения выбираться из сложных ситуаций – одно из направлений индивидуального обучения у профессионального репетитора по математике. Если ученик не решает самостоятельно ни один из заданных примеров вообще и это происходит постоянно, тогда, действительно, стоит задуматься о смене преподавателя.

  • Ученик не решает олимпиадные задачи

Про олимпиады нужно говорить отдельно. Скажу лишь то, что на 100% правильных и точных методик, с помощью которых можно научить решать олимпиадные задачи, не существует. Вполне возможно, что уровень развития ученика не соответствует целям занятий. Лучше их пересмотреть и продолжить сотрудничество с репетитором.

  • Организационные претензии

К ним относятся следующие тенденции: репетитор по математике регулярно и сильно опаздывает, меняет расписание от урока к уроку и ничего не задает на дом, самовольно сокращает время занятия, не ведет никаких тетрадей с учеником, уклоняется от обсуждения проблем и др. В такой случае рекомендация может быть только одна – менять репетитора сразу же.

До принятия решения о смене преподавателя постарайтесь разобраться в ситуации трезво. Наиболее распространенные типы проблем описаны выше. Важно не ошибиться в оценке, ибо любая смена репетитора несколько замедляет движение по программе. Регулярные смены могут негативно сказаться на результате, запутать школьника в том, как правильно решать некоторые виды задач, что как оформляется. Если один репетитор по математике Вами уволен, а на его место приглашен другой, то ученику, скорее всего, потребуется некоторая адаптация. Новый репетитор по математике принесет не только новые требования к оформлению, но и к объему заданий и скорости их выполнения. Эшелоны репетитором существенно затормозят движение по программе. Пока репетитор изучит ученика, пока поймет, как с ним надо работать, — пройдет какое-то время. Ребенку тоже придется привыкать к репетитору по математике: к его стилю ведения урока, маннам, к новой скорости решений и объяснений. Придется заново тестироваться. Не учебные это задачи. Поэтому важно сразу же выйти на репетитора – профессионала, знающего свое дело и любящего его.

Ребенок принес двойку. Виноват ли репетитор по математике?

Сложный вопрос. Степень вины репетитора зависит от многих условий. Главные из них – математические способности и глубина пробелов ребенка. Второе место по степени влияния различных факторов на результат занимает время, выделенное репетитору по математике на занятия. Двойка может быть дисциплинарной или явиться результатом чрезмерной придирчивости школьного преподавателя. Я видел варианты контрольных работ (последняя была на логарифмы за 10 класс), оцененные на 2, но заслуживающих оценки 4. В каждом задании школьный преподаватель нашел к чему можно придраться, и поставил двойку …

Репетитор по математике виновен в получении низкой оценки на 100% если он попросту «проспал» контрольную. Не успел или не смог к ней как следует подготовить своего подопечного.

Весьма распространена ситуация, когда репетиторы по математике завышают уровень демонстрируемых задач (особенно это свойственно репетиторам из ВУЗов). В результате на голову отстающего школьника сваливаются нереально сложные для него олимпиадные задания. Происходит такое чаще всего из-за того, что репетитору по математике либо не интересно возиться с элементарными темами, либо он просто не умеет изложить их в соответствии с особенностями школьного восприятия. Итог один: ребенок не понимает репетитора.

Выбор наставника, как и принятие решения об отказе от него — крайне ответственная процедура . Старайтесь с особой тщательностью подходить к ее осуществлению.

А.Н. Колпаков. Репетитор по математике Москва, м.Щукинская. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий