Репетитор по математике — ремесло или искусство?

by Колпаков А.Н. on 23 января 2013

Еще в далекие 90-е годы, когда я только начинал заниматься репетиторством, знакомый по переписке репетитор математики Бутасов Илья как то спросил меня: «С какой профессией можно сравнить индивидуальное преподавание? Это ремесло или искусство?» С тех пор прошло много лет, но я не перестаю поражаться глубине вопроса, легко переходящего в вопрос о том, какое месте занимает репетитор по математике в системе всего школьного обучения.

За годы непрерывного индивидуального преподавания я успел поработать с самыми разными учениками и побывать в самых разных ситуациях (учебных и организационных). Ношу шкуру репетитора по математике уже более 15 лет и все это время размышляю над методиками и проблемами учеников. О профессии частного преподавателя можно говорить долго и интересно, потому что репетитор по математике – особый вид преподавателей. В противовес школьному учителю, исполняющему заранее известный набор обязанностей (одинаково хорошо или одинаково плохо), репетитор находится в постоянном движении и вынужденных экспериментах. Каждый случай, с которым репетитору по математике приходится разбираться, характеризуется своими нюансами и бывает не похож ни на один из ранее практикуемых.

Ремесло – деятельность, связанная с каким-то определенным набором и порядком операций. Например, пекарь выпекает булочки из одного и того же теста одной и той же формы, водитель автобуса перевозит пассажиров по одному и тому же маршруту. Характеристики же каждого ученика по-своему уникальны и репетитор по математике заранее их не знает. Поэтому часто приходится строить систему работы с абсолютного нуля. Персонализация заданий и фактическая разработка методик по математике под конкретного ученика позволяет говорить об искусстве репетиторства.

Репетитор по математике и профессия врача

Можно ли указать профессию, наиболее близкую по специфике к репетитору по математике? Конечно, в первую очередь это врач, ибо доктор, как и репетитор, работает над определенными изменениями в состоянии конкретного пациента. Однако в процессе лечения в расчет не принимаются личностные и интеллектуальные характеристики человека, врача интересует только физиология и патология процесса.

Репетиторы же по математике работают с умственной патологией (если она конечно не порождена банальной ленью и беспечностью). Однако проникнуть в глубины мыслительных процессов головного мозга человека и повлиять на них — крайне сложно. Они плохо поддаются не только управлению, но и анализу, и, тем более не имеют универсальных инструментов для коррекции. Поэтому над каждым учеником репетитор по математике «колдует» по-своему: одному нужны объяснения на уровне строгих математических схем и понятий, другому визуальных объектах без лишних слов, третьему приходится расписывать и одновременно комментировать выкладки, четвертый желает заниматься с репетитором по математике исключительно олимпиадными задачами, пятому требуются занимательные и творческие задания, с элементами игровой деятельности. У сильного школьника один запас знаний и упорства, у слабого – другой. Один ученик постоянно отвлекается и пропускает слова репетитора по математике мимо ушей, другой — замкнут на себе и его сложно разговорить, третий страдает ужасным почерком и т.д. У двух ровесников из разных школ, обучающихся в одном и том же классе, могут быть разные программы по математике, разные установки по мобилизации внимания и разные привычки по оформлению решений.

Часто случается так, что репетитором управляют родители, требующие во что бы то ни стало понимания математики их ребенком и нормальных оценок в школе. Иной раз и времени толком не выделяется. Особенно тяжело приходится в крайних возрастных точках: при работе с маленькими детьми и со старшеклассниками в 10-11 классе, когда они подходят к ЕГЭ со знаниями ниже уровня плинтуса. Подготовка к ЕГЭ по математике в 11 классе – отдельная сцена, в которой главный персонаж – репетитор, словно кимикадзе, двигается по минному полю, прокладывая учебную дорогу без миноискателя. Любое отклонение от маршрута – риск провала всей подготовки к ЕГЭ.

Умение подбирать точные слова для описания математических процессов и согласовывать общую стратегию действий по активизации мышления с начальными навыками школьника — настоящее искусство, которым каждый репетитор владеет.

В первый месяц занятий с новым учеником на репетитора по математике устремляется целая лавина факторов, которые нужно принять во внимание, ибо за мелочами стоит результат. Но проблем оказывается порой так много, что приходится действовать экспериментальным путем, подбирая последовательность и содержание курса занятий на свой страх и риск, адаптируя дидактику и методику преподавания для каждого случаев в соответствии с ситуацией.

Вышеизложенные проблемы — типичны для репетиторской деятельности. Работа над формированием знаний отдельного ученика сравнима с работой над произведением искусства. Уж больно кропотливой и напряженной является эта работа.

Статья репетитора по математике Колпакова А.Н. Москва. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий