О прошлом и настоящем. Репетитор по математике вчера и сегодня

by Колпаков А.Н. on 5 февраля 2013

Времена, как известно, не выбирают. Все мы учились математике в свое время, заканчивали школы и ВУЗы, писали контрольные и зачеты, сдавали экзамены в соответствии с программными требованиями тех лет. Для дополнительных занятий точно также приглашался репетитор по математике. Разве что не было ЕГЭ и поиск нужного преподавателя отнимал существо больше времени. Старшее поколение родителей еще застало программу 10 летнего обучения, доминантой которой была советская математическая школа.

Поиск репетитора по математике осуществлялся, как правило, по знакомым и редким частным объявлениям (было время, когда репетиторы по математике могли публиковаться в газете «Вечерняя Москва»). Сегодня мы сравниваем времена и нравы, мотивацию, с которой осваивают математику подрастающее поколение, результаты и мастерство разных репетиторов, школьных учителей, советуем и переживаем, ищем и спорим.

Проще или сложнее стало учиться? Насколько сильно изменились программы школ? Как отразились последние изменения в системе образования на обучении математике в целом?

Раньше не было никакого ЕГЭ и вопросы целесообразности включения отдельных заданий в экзаменационные варианты не обсуждались с таким напором, как сейчас . Каждый ВУЗ устраивал собственный приемный экзамен, позволяя себе разные «вольности» в подборе уровня задания и соответствий программным стандартам. Приходилось нанимать специальных репетиторов по математике из этих же Вузов, которые могли помочь разобраться в весьма запутанной специфике дополнительных методов. Сегодня действует единый механизм, позволяющий проводить срез знаний в масштабах всей страны. Безусловно, он оказал влияние и на учебные программы и на характер подготовки в ВУЗ у репетитора по математике. Каковы же эти изменения?

ЕГЭ предъявляет повышенные требования не столько к знаниям пришедшего на экзамен абитуриента, сколько к его скорости решения задач. В самом деле, на 20 номеров отводится всего лишь 4 часа, причем 6 из них нужно не просто решить, а еще и оформить. Практика показывает, что большинство школьников не доходят до задач С5 и С6. Это обстоятельство только усложняет репетитору по математике достижение практических целей подготовки, поставленных родителями. Мощная подготовка к ЕГЭ по математике для сдачи экзамена на самый высокий балл не всегда оправдывает затраты, ибо времени на ЕГЭ может просто не хватить. Холостые обороты репетитора по математике – обычное явление для С5 и С6. И вовсе не по вине преподавателя.

Содержание программ тоже изменилось. Добавилась теория вероятностей, чего раньше никогда не было. Нововведения коснулись и классических учебников математики, главным образом комплектов Макарычев -Теляковский. Они были частично переписаны и, как мне кажется, существенно испорчены. Ножницы редакторов прошлись по некоторым важным частям и темам, которые, на мой взгляд, не стоило трогать. Одновременно с вырезанием авторы добавили необязательные параграфы (чтобы «знать больше»). Их дидактика представляется мне «сырой» и непродуманной. Репетиторы по математике, наблюдающие за учениками констатируют практически полное отсутствие у большинства детей учебного любопытства и желания «знать больше». В результате дополнительные пункты пропускаются и в школе и дома. Можно отметить стремление авторов к соединению некоторых тем, которые, по-хорошему, должны бы изучаться в неспешном режиме по отдельности.

Программная гонка отражается и на репетиторе по математике, которому становится все сложнее добиваться усвоения и запоминания материала. Например, в 7 классе по «новому» Макарычеву раскрытие скобок по формулам квадрат суммы (куб разности) и куб суммы (куб разности) теперь изучают одновременно (они включены в один параграф). Жаль. База упражнений, естественно, тоже сократилась. Если раньше репетитор по математике имел возможность использовать резервные задачи изучаемого пункта/параграфа (их всегда в Макарычеве было в избытке), то теперь для подготовки к уроку приходится манипулировать сразу несколькими источниками. Наиболее мастеровитые репетиторы по математике придумывают дополнительные задания самостоятельно, причем довольно быстро. Это умение открывает дополнительные возможности для оперативной коррекции содержания урока (в случае необходимости).

Современные дети вынуждены приспосабливаться к бешенному темпу обучения. Иначе невозможно угнаться за программой. Хороший репетитор по математике максимально упрощает работу ученика с большим объемом информации, помогая с сортировкой и систематизацией материала. Но время неумолимо идет вперед и его всегда не хватает. Приходится тщательно планировать уроки, выверяя индивидуальную дидактику в соответствии с принципом «от простого к сложному» и задачей максимального раскрытия потенциала ученика.

Портрет современного репетитора по математике

Еще каких-либо 20 лет назад основную массу репетиторов составляли многоопытные школьные учителя или преподаватели ВУЗов портфолио. Многие из них за годы своего репетиторства по математике сумели поставить на ноги учеников, абитуриентов и обрасти многочисленными контактами и отзывами. Если бы репетитор по математике в советские годы задумал заняться частными уроками с нуля, ему бы попросту никто не обратился, так ак

Сегодня молодые преподаватели имеют возможность заниматься любым репетиторством. Необходимые контакты предоставляет интернет, уравнивающий в возможностях их получения совсем юных репетиторов по математике и опытных серьезных преподавателей. Может быть это и правильно, в конце концов проведение частных уроков требует не только большого запаса знаний, но и определенного энергетического напора со стороны преподавателя (у молодых репетиторов его предостаточно). Энергетическая заряженность репетитора по математике прекрасно мобилизует ученика, направляя его внимание на выполнение той или иной учебной работы. Она способствует выработке правильного отношения к дополнительным занятиям.

Колпаков А.Н., Ваш репетитор по математике. Москва. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий