Репетитор по математике о сырых учениках и олимпиадах в 4 классе

by Колпаков А.Н. on 2 октября 2017

Сегодня повальное увлечение олимпиадными задачами по математике в «продвинутых» школах и образовательных центров /курсах разного уровня породило большое количество обращений к репетиторам с просьбами соответствующей подготовки. В период моей собственной учебы, а также в эпоху первых шагов на ниве репетиторства, я не припомню такого обилия олимпиад, как в последние 10-15 лет. Неужели наши дети настолько стали целеустремленными в плане ориентировки на математику, что школы не могут от них отбиться и вынуждены повышать конкурсы в свои классы для отбора самых способных и умных? Так или иначе, репетитор по математике остается в этом водовороте центральным звеном, ибо школы не предоставляют ребенку возможности реализовать свой интеллектуальный потенциал в полной мере, даже если организованы факультативы.

Видя, насколько возросло внимание со стороны бизнеса и государства к точным наукам для инженерно – технических специальностей многие родители задумываются о будущем ребенка уже в 3 — 4 классе. Причем порой не оправдано завышая его мыслительные возможности. В надежде на репетитора по математике рассматриваются самые престижные школы с их высокими целями. Реально ли их добиться и каким путем? Нужно ли их вообще добиваться или не стоит устраивать погоню за журавлем в небе? Постараюсь описать типичные проблемы репетиторства и дать несколько советов родителям.

Математическая школа с высоким рейтингом

Бытует ошибочное мнение, что чем выше школа стоит в рейтинге по Москве, тем лучше в ней организован учебный процесс и тем лучшее качество обучения мы получим. Это абсолютное заблуждение, ибо кадры решают все. Знаю случай, когда 5-е классы Курчатовской школы разделили по уровню баллов, набранных на вступительной олимпиаде по математике. «Слабому» классу дали штанного преподавателя, а для «сильного» пригласили педагога из ВУЗа. Первый четко шел по программе с классической планомерной проработкой всех тем, а второй в основном занимался олимпиадными задачами по математике, уделяя программе минимум времени. В результате итоговую годовую контрольную «слабый» класс написал лучше, чем одаренный. Застрахованы Вы от такого сюрприза? Нет, конечно.

Как делается рейтинг?

Наберите способных детей по итогам олимпиад и до хороших результатов на ОГЭ или ЕГЭ по математике будет рукой подать. Дети практически сами их получат при минимальном качестве преподавания. Рейтинги вовсе не значат, что вашему ребенку преподадут математику лучше учебного заведения более низких рейтингов. Просто будут предложены сложные задачи и темы, но какого то чудесного уровня преподавания с гигантским прорывом в уровне знаний и мышления от таких школ, скорее всего, ждать не придется. Наоборот, при малейшем несоответствии уровня ученика и преподносимого материала, рискуете занести математику в число отторгнутых предметов.

Уж сколько через меня прошло учеников разных «сильных» школ и в 70% случаев в них либо чрезмерно завышают уровень программ, либо занижают, именуясь в этом случае профильными чисто формальною. Главная польза от поступления в рейтинговую школу – детям, скорее всего, будут предложены задачи высокого уровня сложности и скучать с математикой точно не придется.

Каждому ученику нужно подбирать посильный учебный материал и никто лучше репетитора по математике с этим не справиться. Поэтому, даже поступив куда Вам хочется, не стоит останавливать индивидуальные занятия (правда для этого, возможно, придется обзавестись более «мощным» репетитором).

Репетитор по математике о работе с «сырыми» учениками

Что делать, если к репетитору приходит нулевой ученик (в олимпиадном смысле), то есть абсолютно сырой? Полностью отсутствует олимпиадный опыт и тестируются средние способности (все-таки откровенно слабые дети на олимпиадной подготовке не встречаются). Типичная ситуация с которой сталкивается каждый практикующий репетитор. Один из вариантов – отказаться от работы и ждать прихода «прогретого» ученика.

Я в любом случае предпочитаю продолжать уроки. Почему? Во-первых, именно в сложных ситуациях репетитор по математике тренирует профессиональные навыки и оттачивает мастерство преподавания. Во-вторых, правильная система подачи тем в сочетании с дополнительной практикой обязательно окажет ощутимую поддержку ребенку в будущем. Даже если он не поступит. Хорошая база по 5 классу станет фундаментом для будущего. Всегда стараюсь объяснить это родителям и, если нахожу понимания, слышу потом в свой адрес только благодарственные речи.

Виды сырых учеников

«Сырой» ученик бывает разным. Одно дело, когда он впервые видит сложные задачи, а способности позволяют слушать репетитора и «переваривать» решения. С таким «сырым» контингентом реально наработать достойный олимпиадный опыт и рассчитывать на абсолютный успех на олимпиаде с резким рывком вперед по развитию. Другое дело, когда ученик не тянет. Это сразу видно и на первых же уроках репетитором по математике пересматривается вся система работы. Уровень задач сбрасывается, но все равно остается выше школьного. Темп объяснений замедляется. Решается больше одинаковых задач с увеличенной частотой их повторения. Репетитор сразу без лишних намеков и подводок показывает задачи на новый подход (алгоритм). Требования к детальности и строгости оформления (обоснования) также снижаются. Как минимум, они не должны быть длинными. Частью домашнего задания может стать просмотр готовых решенных с репетитором задач с последующим пересказом просмотренного. Стоит учесть, что маленькому ученику желательно подбирать разнообразные задания со сменой вида деятельности. Это может быть просмотр и выкладывание карточек, игровые формы, блиц вопросы, устный счет, тренировка внимания и др. Очень желательно использовать цветные карандаши и ручки. Противопоказаны любые акселерации и ускорения. Только плавное неспешное (обязательно систематическое) изучение слегка усложненной математики.

К традиционно рейтинговым школам относят Лицей Вторая школа, 179 школа, ряд гимназий 15xx, а также Курчатовскую школу. Подготовку в эти школы я провожу в течение года с режимом занятий раз в неделю (если базовые знания в полном порядке). Если ученик сырой, мы все равно сможем заниматься, но с существенной корректировкой системы занятий в зависимости от характера сырости. Возможно я порекомендую Вам двух разовый график.

С уважением, Колпаков А.Н. Уроки олимпиад в Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий