Курчатовская школа. Подготовка к олимпиаде с репетитором
Сегодня в Москве существует несколько очень сильных физико- математических школ, для зачисления в которые недостаточно подачи заявления на прием. Многие проводят свои экзамены с олимпиадными задачами, к которым необходимо проводить специализированную подготовку. Одна из них — Курчатовская школа. Долгое время школа имела номер 1189 и до сих пор жива традиция называть ее именно так. Набор в 5 класс традиционно проходит в конце апреля — начале мая сразу по двум предметам: математика и русский язык. Работа по математике носит ярко выраженный олимпиадный характер и представляет из себя достаточно серьезное для среднего школьника испытание. Если Вы не поступили после 4 класса, можно дождаться соответствующей вступительной олимпиады через 2 года.
Варианты работ, предлагавшихся для поступления в 5 класс в последние годы:
Курчатовская олимпиада 2023г от 22 апреля
Курчатовская олимпиада по математике 2023г. Пробный февральский тур.
Курчатовская олимпиада от 17 апреля 2022г (основной тур)
Курчатовская олимпиада по математике для 4 класса от 22 февраля 2022 года (пробный тур)
Курчатовская олимпиада по математике от 18 апреля 2021 года
Пробная Курчатовская олимпиада по математике от 21 февраля 2021г
Пройдя по ссылке можно посмотреть критерии оценок этого варианта
Удаленная Курчатовская олимпиада по математике для 4 класса от 24 мая 2020г. Основной тур.
Курчатовская олимпиада от 9 февраля 2020 года
Курчатовская олимпиада 2019г (20 апреля, основной тур)
Курчатовская олимпиада от 10 февраля 2019г (пробный тур)
Олимпиада по математике для 4 класса. Курчатовская школа, апрель 2018 г.
Олимпиада по математике в Курчатовской школе от 23 апреля 2017 г.
Курчатовская олимпиада по математике 2015
Курсы подготовки в Курчатовскую школу. Мнение репетитора
Почитать о формате проведения вступительного экзамена можно на отдельной странице Курчатовская олимпиада
Какую помощь в поступлении в 5 класс Курчатовской школы может оказать репетитор по математике?
Немного странно звучит «репетитор для 5-го класса». Неужели в таком возрасте родители тоже приглашают ребенку преподавателя? И каков в этом случае должен быть характер индивидуальных уроков?
Безусловно, нужно разбирать олимпиадные задачи для 4 класса на смекалку и логику. Привязка к возрасту и программе в них достаточно условная, ибо они проверяют не столько знания ученика, сколько его умение мыслить в нестандартных ситуациях. Способность к олимпиадным задачам отражает главным образом уровень развития школьника: силу его внимания, памяти, мышления, зрительного представления о рассматриваемых объектах. Поэтому главным направлением стратегии подготовки в школу имени Курчатова, принимаемая репетитором по математике, становится развивающая тематика заданий. Без развития (математического и общего интеллектуального) на экзамене будет очень сложно, ибо искать выход из нестандартных ситуации на олимпиаде придется «с чистого листа», без применения известных схем и типов задач.
Как проводит подготовку в Курчатовскую школу репетитор по математике?
Изучение ребенка
Нужно очень аккуратно и внимательно протестировать Курчатовского ученика, изучить его способности мышления и при получении неудовлетворительных результатов поставить родителей в известность о вероятных проблемах при поступлении. Не всем детям по зубам олимпиадный уровень, каким бы старательным, опытным и талантливым ни был ваш репетитор по математике. Чудеса случаются редко. Превратить троечника (или даже хорошиста) в маленького гения, — не сможет даже самый лучший преподаватель математики на планете. Поэтому реально оценивайте свои возможности.
Вы можете пройти мой предварительный олимпиадный тест для Курчатовской школы — 4 класс и прислать его результы мне на почту.
Оглядка на школу
Иногда требуется подготовительная школьная работа. Пятерки по математике тоже бывают разными. Репетитору необходимо быть на 100% уверенным в том, что все базовые навыки не просто присутствуют, но и могут с успехом работать в разнотипных задачах, нагруженных большим количеством операций (арифметических и логических). Для этого в начале процесса подготовки желательно уделить время последним (усложненным) номерам вариантов типовых контрольных работ. Они используются репетитором не только для подготовки к более серьезным задачам, но и для всестороннего изучения ученика.
Классификация задач репетитором по математике
На следующем этапе я бы советовал обратиться к классическим типовым задачам, традиционно включаемым в олимпиадные сборники. В них, как правило, рассматриваются ситуации, на базе которых можно составить еще с десяток аналогичных. На их основе репетитору по математике легче организовать самостоятельную работу ученика. Если задавать на дом только сложные, уникальные и нестандартные задачи, то должной логической нагрузки при выполнении домашней работы ребенок не получит, ибо просто не сможет ничего решить. Кроме этого нужно разделить задачи на группы: на движение, на пересчет, на монеты, на чистую логику, на переправы, на календарь, на числовые ребусы и др. Лучше их решать сначала раздельно, а затем вперемешку.
Мои материалы для Курчатовской школы
Долгие годы я изучал и сортировал всевозможные олимпиадные задачи из разных источников и для разных классов. Что то сразу отправлялось в мусорную корзину, что то восхищало и принималось «на ура». Сегодня я могу похвастаться огромной пачкой листов А4 с подготовленными для каждого олимпиадного урока задачами. В применении к Курчатовской школе — это кипа листов для поступающих в 5 класс. Вы их видите на соответствующем фото (кликните для увеличения). Помимо подготовленных комплектов по каждой теме отдельной стопкой хранятся листы с конкретными олимпиадами по математике прошлых лет.
Все это богатство можно и нужно использовать. Я предлагаю подготовку не только в 5 класс, но и подготовку в 7 класс и далее советовал бы рассмотреть уроки с репетитором как минимум для контроля качества школьного обучения. Как известно кадры решают все и даже в хорошей с виду школе можно нарваться на проблемы.
О режиме занятий
Рекомендуемый график занятий при подготовке в Курчатовскую школу в течение года (начиная с сентября) – раз в неделю. Каждая сложная задача требует неспешного обдумывания и аккуратного оформления. Пауза в неделю – оптимальный режим. Ученик успеет поразмышлять в домашней работе над каждым заданным номером, а в случае возникновения сложностей будет иметь для их преодоления достаточный запас по времени. Опытные репетиторы по математике обычно говорят своим ученикам: «Не бросайте олимпиадную задачу, если она не получается. Отвлекитесь и попробуйте справиться с ней через час, на следующий день, через день, через два дня. И только тогда просите репетитора ее объяснить». Когда индивидуальные урока расположены близко, то времени на размышление не хватает.
Особенности перехода в Курчатовскую школу
Курчатовская школа работает только с 5 класса. Поэтому в нее попадают дети из разных школ, с разной предварительной подготовкой. Олимпиадные занятия у репетитора по математике в большинстве случаев проходят автономно, то есть без жесткой привязки к школьному учебнику, и поэтому после поступления в Курчатовскую школу может потребоваться определенная коррекция под смену программы. Например, если Вы переходите на учебник Петерсон с любого другого, то необходимо пройти темы «углы», «координатный луч», «задачи на проценты», «скорость сближения и удаления», а также еще несколько мелких тем. Для этого как раз есть время в мае, а в случае полнейшей неизвестности вплоть до 1 сентября придется увеличить частоту уроков в первый месяц нового учебного года. В любом случае не желательно прекращать контакты с репетитором по математике.
О гарантии подготовки
Процессы и объекты, которые описываются в условиях конкурсных задач по математике, сильно отклоняются от школьных стандартов и это отклонение на экзамене невозможно заранее предсказать. Поэтому гарантировать успех на олимпиаде в Курчатовской школе невозможно даже при грамотной работе репетитора. Если Вам это обещают, то будьте уверены как минимум в лукавстве преподавателя, преследующем цели повышения привлекательности его уроков.
В чем сложность работы репетитора по математике с олимпиадными задачами?
Главная проблема в решении и объяснении таких задач заключается в том, что рассматриваемые в них ситуации, вычислительные и логические операции, очень трудно отобразить на бумаге. Большую часть смысловых и даже вычислительных действий приходится обрабатывать в уме. Это сильно затрудняет репетитору комментирование решений и поиск ошибок. Чтобы раскрыть логически сложную математическую структуру объекта приходится приводить примеры максимально близких к ним моделей. Например, для анализа ситуаций с большим количеством элементов, репетитор по математике приводит примеры решений меньшим их количеством. Подмечаются закономерности на упрощенной модели, а затем они переносятся на исходную модель. Например, если ребенок не понимает, как репетитор математики складывает все натуральные числа от 1 до 100, лучше сначала рассмотреть пример с меньшим числом слагаемых, например 1+2+3+4+5+6+8+9+10. Упрощенная модель позволит увидеть все пары слагаемых с суммой 11 без непривычного для маленького ученика пропуска чисел в записи 1+2+3+...+100.
О проблемах учеников
Серьезную проблему при подготовке в Курчатовскую школу составляет отсутствие у ребенка практического опыта в работе с окружающими его объектами и процессами (в том числе и математическими). Составитель варианта может заложить в олимпиадную задачу какую-нибудь особенность, выявить которую без репетитора по математике ребенок сможет только проявив наблюдательность в процессе решения других задач (простых или сложных). Например, при ответе на вопрос о количестве нулей в произведении понадобиться не вычислительный опыт, а способность обращать внимание на то, как зависит результат от набора множителей. Правильный репетитор по математике раскрывает эти взаимосвязи в ходе практической работы с обычными не олимпиадными заданиями в уже 4 классе. Если ученик не запоминает указания репетитора, приходится заниматься весьма трудоемкой работой по подбору или составлению отдельных номеров на каждую подмеченную особенность. Проблем в олимпиадной подготовке имеется великое множество. Ребенок приходит к репетитору по математике в 4 классе не имея, порой даже навыков умножения или деления в столбик. А родители, тем не менее, болеют Курчатовской школой. Репетитору по математике приходится заниматься базовыми уроками и поднимать развивать простейшие практические навыки.
Связанные со школой странички сайта:
Курчатовская школа. Помощь в учебе
Немного о Курчатовской школе
Школа 1189 была создана в 1991 году усилиями И.Н. Полякова и М.Ю. Галицкого и сначала имела статус экспериментальной. Олимпиады по математике стали проводиться с 1993 года и в этот же год был создан первый физико-математический класс. Преподавателями школы — ведущие ученые Курчатовского института, с которыми дети общаются с ранних лет. Несмотря на богатую традициями историю, Школа 1189 всегда считалась одной из самых престижных в Москве. В 2006-м она вошла в пятерку ведущих школ по рейтингу «Известий» на основе результатов олимпиад в старших классах. В прошлом учебном году согласно новому рейтингу МИОО, составленного по тем же олимпиадам, Курчатовская школа из этой десятки, к сожалению, выпала, заняв не самое почетное для себя 12 место. Однако в СЗАО и уж точно в районе Строгино — м. Щукинкская лучшего места учебы не найти. По Москве в лидерах рейтинга идут 57-я школа и лицей «вторая школа».
В новейшей истории Курчатовской школы мы видим значительные изменения. Начиная с 26.09.2012 года по приказу Департамента образования г. Москвы произошло соединение сразу нескольких школ в районе м.Щукинская. Соединились 7-я, 77-я, 702-я, 703-я и 738-я школы. Далее с 28.08.2013 года по 04.03. 2015 года происходит целая серия реорганизации через соединение нескольких дошкольных (№2713 и № 2177) учреждений, в числе которых коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 101, со сменой вывески на «Школа № 2077». Интересно, что старая добрая Курчатовская школа №1189 формально присоединилась к этому локомотиву последней, а именно в 2015 году. В общем, мутная история, в которую репетиторам по математике, занимающимся подготовкой Курчатовских учеников в 5 -7 классы, нет смысла вникать. По крайней мере у меня все происходит по тем же олимпиадным графикам и платам без оглядки на начальную школу. Раньше в 1189 ее не было, и сейчас, насколько я знаю, никто из обучающихся в присоединенных школах не имеет проходных льгот для поступления в 5 класс. Также проводится по математике олимпиада в 4 классе и также около 60 человек зачисляются (2 класса).
О курчатовском комплексе
Идея трансформации нескольких учреждений под единое управление на базе Курчатовского института создало для жителей района Октябрьское поле — м.Щукинская — Строгино полноценный образовательный комплекс со множеством направлений и дополнительных услуг. Чего только не встретишь: в одном крыле интернат, в другом коррекционные классы для детей с ограниченными возможностями, есть платные курсы для дошкольников и девятиклассников (с октября по апрель), встречаются даже курчатовские кадеты с изучением основ военной медицины. Надо сказать, что к созданному комплексу серьезно «приложился» МГМУ им. Сеченова и «Первый медицинский институт». Под их началом работают медико-биологическое направление, преподаватели институтов читают лекции. ведут курсы «младшая медицинская сестра». Медицине уделяется большое внимание. Все серьезно: переводные предпрофильные экзамены, лекции, переводные тесты.
Вернемся к математике
Если оценивать работу математической части школы по информации, предоставляемой репетитору его учениками, то какого-то серьезного послабления уровня не замечено. Механика отбора при поступлении сохранена: олимпиада по математике, с довольно высоким порогом даже для талантливых деток. С 7 класса принимаются профильные учебники, а в 5-6 классах обычные (Мерзляк, Полонский), но с профильным предметом ПРЗ (практикум по решению задач). Он сохраняется, насколько я знаю, вплоть до 9 класса. На нем детям дается дополнительная олимпиадная нагрузка (или близкая к ней).
Базовая математика в 5 классе раньше была посложней обычной школьной программы, но в основном за счет решения усложненных задач с вариантов «В» пособия Ершовой и Голобородько. Но все меняется и каждый преподаватель Курчатовской школы приносит в учебные планы свое видение профильного обучения. Посмотрим, что будет в 2018 -2019 году. В прошлые годы следили за строгостью в оформлении решений, а в задании на дом встречались интересные логические и занимательные задачки. Многие из них удавалось решить только с родителями или репетитором по математике. В связи с этим я бы советовал не полагаться только на школу и сохранить занятия у репетитора. За ребенком нужно следить постоянно.
Поучительный случай в Курчатовской школе
Лет 8 назад, еще в пору обособленной бытности Курчатовского обучения (до мании объединения), детей, поступивших в 5 класс, как обычно в соответствии с набранными баллами по вступительной олимпиаде, поделили на 2 класса: сильный и послабее. Более слабый класс занимался по обычной программе, а сильному предоставили «крутого» преподавателя из МФТИ, который больше внимания уделял не программе, а решал с детьми сложные олимпиадные задачки. В итоге на переводной контрольной работе в 6 класс «слабые дети» показали результаты лучше, чем «сильные». Вот так. Не стоит успокаиваться полностью доверять школе. Любой. Продолжайте занимайтесь с хорошим репетитором. В большинстве случаев это лучшее средство достижения высоких показателей по математике.
Раньше мне казался странным выбор учебника в 1189 для 5 класса, ибо в большем почете у математиков значился Петерсон, но после того, как на его программу 1-4 классов «накатили бочку» — он полностью сошел с тренда, уступив даже профильное первенство классической программе Виленкина и его производной — Мерзляку. Есть еще Никольский (лицей Вторая школа его принимает как базовый), но он мне еще больше не нравится. Лучший вариант в работе репетитора по математике, по крайней мере я так советую заниматься, — синтез Виленкина и Петерсон. Приезжайте ко мне в Строгино на уроки и я расскажу о своей системе подробнее.
Важная информация о школе
Адрес физико-математического корпуса : Москва, СЗАО, ул. маршала Василевского, дом 9, корпус 1.
Главный телефон школы (директор и администратор): (499) 194-10-44
Директор — Пушина Маргарита Алексеевна
Администратор — Болотина Инна Владимировна
Электронная почта kurchat@edu.mos.ru
Позиция рейтинга в списке лучших школ Москвы — 20 место
Начальная школа — есть. На физ-мат отделение нужно поступать по итогам апрельской олимпиады в конце 4 класса.
Местонахождение — недалеко от Строгино, поэтому Вам будет удобно заниматься у меня дома.
Если Вы когда-либо учились в 1189 — напишите свое мнение о Курчатовской школе.
Курчатовская школа на карте:
2 года назад Курчатовская школа объединилась со школой номер 2077, которая тоже стала именоваться Курчатовской, в связи с чем родители часто путают их географически.
Адрес второй Курчатовской школы таков:
Ул. Маршала Конева дом 10. Телефон (495) 194-10-44. Расположена школа дальше от м.Щукинская и Строгино чем ее приемная мама 1189, а именно в 600 метрах от м. Октябрьское поле.
На вступительных олимпиадах это не сильно отразилось. По прежнему в 5 класс проходит набор учеников через вступительное испытание. Правда несколько изменился характер задач. В 2016 и 2017 годах увеличилось число задач, пришедших на олимпиаду для 4 класса из обычных программ по математике для 5-6 класса. В 2018 году таких вольностей мной замечено не было. Каков будет баланс в следующем 2019 году — посмотрим.
Вопросы родителей по подготовке в Курчатовскую школу
Здравствуйте! Мы учимся в обычной школе, мальчик — отличник, 4 класс. В прошлом году прошел по конкурсу в математический лагерь под Костромой. Участвовал в олимпиаде за 4 класс осенью, в призеры не вышел, по баллам где-то 4 место. Заинтересован в математике. К сожалению в математический кружок пойти не удалось. Занимаемся дома. Подумываем попробовать силы в Курчатник. Не подскажете, пожалуйста, каких-нибудь методички, книжки, ссылки по Курчатовским задачкам (они отличаются от всех олимпиадных задачек, как я вижу)? Спасибо.
Репетитор по математике об олимпиадных материалах: специализированных методичек именно по Курчатовской — нет, как и критериев отбора задач (кроме их уровня и соответствия пройденному материалу в 1 — 4 классах). Я использую свою базу, наработанную за годы подготовки в 1189. В ней есть как редкие и уникальные задачи, так и достаточно распространенные типовые, ставшие олимпиадной классикой. Аналогичные материалы можно найти в различных сборниках, но, как правило, прежде чем садится решать все то, что в них имеется, нужно а) подготовить ребенка к восприятию сложных решений б) отсортировать материал по его тематической и программной пригодности. С сортировкой задач по классам дела обстоят неважно практически в любом пособии и это не принимая в расчет индивидуальные особенности маленького ученика. Часто в один список попадают задачи для разных классов. Работу по отбору задач должен выполнить репетитор по математике.
В случае отсутствия подготовленной дидактики репетитору нужно купить сразу несколько книжек и сначала перерешать задачи самостоятельно (без ребенка), а уже затем совместно. Надо иметь ввиду, что олимпиадные задачи для 4 — 5 класса часто заимствуются авторами пособий друг у друга и в среднем из 3-5 задач конкретному ученику может подойти лишь одна-две. Если взять какую-нибудь среднестатистическую олимпиадную подборку (на сайте или в книге), то наверняка половину имеющегося в ней материала придется отложить в сторону по причине несоответствия конкретному ученику и конкретной ситуации. Поэтому «сырье», из которого репетитор по математике подготавливает олимпиадный урок, должно быть куплено с большим запасом. Можно заказать книжечку Е.Г. Козловой «Сказки и подсказки» или Спивака «1001 задача по математике». Будет время — подготовлю страничку со ссылками на олимпиадные сайты, наиболее полезными и удобными для подготовки в Курчатовскую школу.
Подборка видео объяснений репетитора реальных задач с апрельского экзамена по математике в Курчатовскую школу в 2018г
Наконец дошли руки снять и разместить несколько примеров живых объяснений с последней Курчатовской олимпиады в 2018г. На первых двух видео — Ваш покорный слуга, на последнем (задача на куб) — мой хороший коллега, репетитор по математике, Валентин Юрьевич Колосов.
В шахматном турнире, сыгранном по принципу «каждый с каждым играет по 1 матчу» было сыграно 45 матчей. Сколько в этом турнире приняло участие шахматистов?
Для того, чтобы пронумеровать все страницы некоторой книжки потребовалось 354 цифры. Сколько было страниц?
Полный список задач варианта за 2018 год можно посмотреть по соответствующей ссылке в верхней части этой страницы.
О технических особенностях моих видеосъемок можно прочитать по ссылке Особенности записи видеоуроков репетитором по математике
Колпаков А.Н, Подготовка в Курчатовскую школу.
{ 11 комментариев… прочтите их или напишите еще один }
Здравствуйте !Мой сын учится в 3 классе в шк.1358.Хотелось бы получше развить ему математические способности. Есть ли у Вас свободные часы и для нас? Спасибо.
Извините,а не знаете ли Вы что-нибудь насчет заданий по математике для 9 класса?
Вы имеете ввиду олимпиадные задания для поступления в 9 класс Курчатовской школы? Или в 10-ый? К сожалению, не приходилось сталкиваться с такой подготовкой, хотя сейчас у меня занимается 2 старшеклассника из 1189. В школе не меняется только ежегодное вступительное испытание в 5 класс, с которым все понятно. Остальное подвижно. Например, в этом году был организован экзамен в 6 классе для послупления в математический 7-ой класс (несколько странно звучит, если учесть, что Курчатовская школа по определению математическая). С 9 классом та же история. Думаю, по отдельно взятому материалу вряд ли можно будет полноценно подготовиться даже с репетитором по математике. Отбор старшеклассников наверняка будет зависеть от контингента имеющихся учеников школы и от преподавателя математики, набирающего 10 класс. Здесь нет каких-либо сложившихся традиций и отлаженной системы составления заданий. Вероятно будут учитываться результаты по ГИА. К сожалению, на моем сайте также нет олимпиадных заданий по математике для 9 класса Курчатовской школы.
Уважаемый Александр Николаевич! Вы написали и описали очень подробно многие стороны деятельности репетиторов по математике для подготовки ребят к олимпиадам. Ваши рекомендации книг Петерсона, Виленкина, Козловой вполне достаточны для начала, а далее задачки по Кванту и т.д. Ваш материал представил определенный интерес. Спасибо. Владимир, Д.Т.Н.
Очень рад, что Вам помогли материалы сайта. Правда переход от Виленкина сразу к Кванту слишком резкий. Я бы так сразу не перескакивал.
Подскажите, а есть ли возможность поступить в Курчатовскую школу в 7 класс?
Александр Николаевич, есть ли у Вас возможность подготовить мальчика (10 лет) к поступлению в Курчатовскую школу?Мы бы хотели заниматься 1 раз в неделю. С уважением, Евгения.
Да, звоните и приезжайте ко мне в Строгино. Есть все варианты олимпиад в Курчатовской школе за последние 10-12 лет и огромный опыт работы с маленькими детьми. Кроме этого накоплен гигантский методический и дидактический багаж, необходимый для серьезной и качественной подготовки.
Оксана, что Вы имели ввиду? Проводит ли Курчатовская школа отдельное испытание для набора в свой 7 класс? В прошлые годы такой экзамен предлагался. Сейчас трудно что ли бо понять в силу объединения школ 1189 и 2077, тем более что решение о дополнительном наборе принимает по ситуации сама школа. В любом случае в 7 класс поступить сложнее, чем в 5 класс. И задания сложнее и мест свободных меньше (один класс всего). Репетитор по математике в данном случае становится еще более востребованным.
Александр Николаевич, здравствуйте! Хотели бы попробовать на следующий год поступить в Курчатовскую школу в 5 класс. Пока не могу сказать о математических способностях сына (9 лет). Учится нормально. Мы живем в Строгино. Можно ли попробовать позаниматься с репетитором?
Здравствуйте! Да, конечно, я готовлю в Курчатовскую школу. Опыт и все необходимые материалы в избытке.