Репетиторы по математике о проблемах индивидуального обучения

За свою долгую практику опытный репетитор по математике успевает пообщаться с большим количеством учеников и их родителей в самых разных ситуациях. Несмотря на то, что проблемы у всех разные, сформулируем наиболее распространенные из них и наметим возможные пути решения сложных вопросов индивидуального обучения.

Первая, и на мой взгляд чаще всего встречающаяся проблема, которую приходится решать репетитору по математике в индивидуальном порядке — развитие навыков устного счёта. В век повсеместного использования компьютеров и мобильных телевонов наши дети окружены множеством вредных для их развития изобретений. Все чаще возможности калькуляторов используются в ситуациях, когда это категорически неприемлемо. В 5 классе, а иной раз и в начальной школе, ребенок вместо выполнения действий в столбик (особенно если репетитор по математике не утруждают себя контролем за оформлением примеров из домашней работы) учатся жать на кнопки. Причем привычка эта закладывается самими школами под прикрытием обучения компьютерному делу. Если не проконтролировать ход выполнения заданий, то примернои 5-6 случаях из 10 репетитору по математике на стол ляжет тетрадь с подсчетами, выполненными с применением запрещенных методов. Поэтому черновики, приложенные к домашним решениям, — обязательное требование для большинства случаев.

Больше половины учеников, c которым приглашается репетитор по математике для подготовки к ГИА и ЕГЭ не могут правильно разделить 5 на 0,5 или умножить 200 на 0,02. В результате в 9-ом и 11-ом классах вместо того, чтобы заниматься развитием логического мышления репетитору по математике, к сожалению, приходится объяснять правила сложения, возведения в степень и т.д. Многие не могу найти показатель степени для основания 0,04 так, чтобы в результате получилось 25. Грустно. Необходимо подчеркнуть, что опытный и добросовестный репетитор по математике будет решать с учеником простейшие задачи столько времени, сколько нужно. До тех пор пока у ученика не выработается устойчивый навык их решения. Если же репетитор по математике не имеет ни малейшего понятия о порядке использования заданий или захочет схалтурить, то он всеми правдами и неправдами будет выполнять поставленные родителями требования, невзирая на начальный уровень ученика. Папа сказал: «Нам нужно 70 баллов», значит будем решать логарифмические неравенства, а то, что абитуриент не имеет базы — это в рассчет не принимается.

Вторая проблема, тесно связанная с первой, заключается в том, что родители порой сами неадекватно оценивают возможности своих детей. Каждый ребенок имеет свой «потолок» способностей и развитяи, разный в каждом возрасте. Невозможно поднять его на любую высоту. Репетитору по математике по силам приблизить его предельному для данного индивидуума. Следует отметить, что в выпускном классе, когда подготовка к ЕГЭ по математике уже в самом разгаре, этот «потолок» значительно труднее поднимать. Поэтому не затягивайте с решением проблем развития, лучше в 5 классе предупредить проблему, чем потом в 11 биться с учеником над простейшими навыками. Сейчас доступны любые учебники и задачники, развивать таланты можно и в 5, и в 7, и в 10 лет. Можно нанять какого угодно репетитора по математике с доставкой на дом. Пользуйтесь всеми условиями.

Если ребёнок к 14-15 годам не проявил никаких способностей к точным наукам и еле тянет на школьную тройку, то максимум,что может в такой ситуации репетитор по математике, — обеспечить базовые знания и натаскать на решение типовых задач (что соответствует примерно 52-56 баллов по стобальной шкале ЕГЭ). Ставьте перед репетитором по математике реальные цели!

Третья проблема состоит в том, что современные дети почти ничего не читают. В результате — пытаются решить задачу, не поняв её условие или отвечают не на тот вопрос. Сначала нужно пересказать условие своими словами и только потом приступить к решению. Хороший репетитор по математике даёт ученику задачи, аналогичные именно по смыслу, а не порядку действий (или написанию фраз).

Четвёртая проблема. Если алгебру дети ещё как-то знают, то на геометрию в школе, как правило, «забивают». Даже успевающие школьники затрудняются в вычислениях элементов прямоугольных треугольников без подсказок и намеков репетитора по математике. Поэтому геометрию приходится разбирать почти со всеми пришедшими абитуриентами с самых азов.

Пятая проблема. В старших классах резко увеличивается нагрузка на детей в плане количества материала для повторения по экзаменационым предметам. Подготовка к ЕГЭ по математике и русскому языку занимает ведущее место в программе любого выпускного класса и поэтому, помимо заданий по текущим темам, школьники регулярно приносят домой целые списки упражнений на повторение (обычно это варианты ЕГЭ). А еще есть репетиторы (и не один), которые тоже должны задавать! Откуда ребенку взять столько свободного времени? Проблема огромная. Школа не рассчитывает на дополнительных репетиторов и «рубит» под конец учебы «по полной программе».

Несмотря на отсутствие свободного времени школьнику нужно задавать обязательно. Если репетитор математики перестанет это делать, то всё пройдено на уроке уйдёт в песок. Задания должны быть внимательно и разумно подобраны, нельзя повторяться в том, что уже выработано (иначе время будет расходоваться в холостую). Нельзя повторять номера учебника (иначе, в случае совпадения с заданием школьного преподавателя, ребенку выполнять двойную работу). Одним словом — нужно учитывать конкретные обстоятельства.

Статью подготовили: репетиторы по математике Александров Г.П. и Колпаков А.Н. Москва..

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий